Иркутские садоводы заняли круговую оборону

Ежедневно их здоровью и жизни угрожают наркоманы, алкоголики и бомжи

С наступлением уборочной страды на участки иркутских садоводств и огородничеств выползают крайне опасные вредители. Их всего три разновидности: бомжи, ханыги и наркоши. Но ущерб благосостоянию безобидных и беззащитных дачников они наносят чудовищный. Они уносят с собой урожай. Они отдирают любые алюминиевые проволочки. Они крадут любую бытовую технику. Они не гнушаются ничем. Никакой защиты от них пока не придумано. Более того, совсем обнаглев от безнаказанности, они в последнее время просто грабят дачные домики, не обращая внимания на наличие хозяев.

Наркоманы меняют чужой урожай себе на дозу
Проблема с грабежом дачных участков приобретает особую актуальность в течение лета, причем чем дальше, тем больше: чем больше зреет, тем больше вредителей тайком перелазит через заборы. В этом отношении садоводство "Ветеран труда" в самом начале дороги на Мельничную падь на общем фоне выделяется только в худшую сторону: садоводство находится сразу за 3-м поселком ГЭС, поэтому наркоманы здесь наиболее частые гости, чем везде.
— Дело дошло до того, что наркотики продают прямо в садоводстве, — рассказывает один из дачников. — Приезжает машина, сразу набегает огромная толпа. Наркоманы занимают пустующие дачи, живут в них по несколько месяцев. Шприцы валяются возле того места, где мы набираем воду. Не дай Бог попадет в воду — обязательно кто-нибудь заразится.
Промышляют же наркоманы "подножным кормом" — собирают овощи с окрестных грядок. В этом отношении садоводства "Ветеран труда", "Березка" и "Энергия" расположены очень удобно. Похитители урожая сдают овощи за полцены на рынке в поселке Энергетиков частным торговкам (десять минут пешей ходьбы от садоводства), и один квартал идут за героином на 3-й поселок ГЭС. Собирают в основном картошку, морковку, огурцы и помидоры, ягоду — то, что можно быстро сдать. Свеклу или цветы они практически никогда не трогают.
— Они собирают овощи ведрами, ранним утром. У нас соседка до позднего вечера окучивала огурцы, а утром встала в шесть часов — а теплица наполовину пустая! — сокрушается пенсионерка Зинаида Фельдман.
{До недавнего времени при областном УВД существовал так называемый дачный спецназ — группа по охране садовых участков. Однако, как нам стало известно, в прошлом году этот спецназ расформировали. Оперуполномоченные теперь работают зональными участковыми, каждый на своем направлении (по трактам — Байкальскому, Ново-Грудининском, и т.д.).}
Грабители не церемонятся
Это в городе наркоманы стараются быть как можно менее заметными. В садоводствах, где подавляющее большинство обитателей — люди пожилого возраста, а телефонов нет, они чувствуют себя полностью безнаказанными.
— Я здесь купила дачу месяц назад, еще ничего не высадила, поэтому у меня еще и воровать-то нечего, — рассказала Татьяна Солуянова, садоводства "Березка". — Но вот с нами по соседству живет дядя Миша — его обворовали средь бела дня. Он выходит из дома и видит, как на грядках парень какой-то морковку дергает. Дядя Миша спрашивает: что ж ты, паразит, делаешь? А парень выматерил его, взял ведро и ушел. А что дядя Миша мог сделать — парень здоровенный, а дядя Миша совсем старый.
Ситуация отнюдь не уникальная: в соседнем садоводстве "Ветеран труда" дачник Леонид Фельдман рассказал очень похожую историю. Он закрывал дом, а его жена Зинаида Дмитриевна стояла перед калиткой.
— Мужик какой-то увидел в окно, что мы оставили телевизор в домике, и лезет через ворота, на Зину даже внимания не обращает, — рассказывает Леонид Иванович. — Я взял палку, вышел из дома и спрашиваю: "Ты куда это лезешь?!" Он говорит: "Я с вами выпить хочу". Я долбанул по забору палкой и сказал, мол, проваливай отсюда, я не пью — он только после этого ушел. А если бы была одна моя старуха, он бы даже разговаривать с ней не стал — зашел бы и забрал телевизор.
Леонид Иванович рассказал, что подобные ситуации были со многими его соседями.
Неблагодарные паразиты — бомжи
Просто невероятно, как расцветают людские пороки на плодородной дачной земле и вдали от милиции. Казалось бы, что может быть безобиднее и угнетеннее местного бомжа? Однако, вылезая на грядки, он наливается агрессивностью, как клоп кровью в теплой постели человека. Что и демонстрирует следующий пример.
В садоводствах обычная практика, что бомжи селятся зимой в дачных домиках. Иногда их даже несильно закрывают — а зачем, все равно или дверь выбьют, или ставни. Тут другие методы борьбы, партизанские: пенсионеры увозят в город вторые рамы, чтобы было холоднее, не оставляют ни одного поленышка дров. Но бомжи — они как вши: приживаются где угодно, в каких угодно условиях.
В садоводстве "Энергия" живет баба Лена — древняя, но еще боевая старушка. Зимой она, как и подавляющее большинство дачников, в домике не появляется. В него заселились зимовать бомжи — видят, что домик маленький, небогатый, а значит, неприятностей с крутыми хозяевами не будет. Баба Лена приехала в начале весны, посмотрела на них и сказала: "Месяц доживайте, а потом проваливайте, мне в теплице работать надо".
Неблагодарные гости ушли, но очень обиделись и через несколько дней ранним утром забросили горящую бутылку с бензином. Дом сгорел моментально, за полчаса, хотя и соседи с поливочными шлангами подоспели, а там и пожарные приехали. Баба Лена теперь ходит по пепелищу и сокрушается: вот и делай после этого добро людям.
{С начала этого года дачными участками занимается коммерческий директор центра правового содействия "Прибайкалье" Тимофей Матисон. Он сообщил, что работа по защите прав дачников только началась, поэтому заметные результаты появятся только в следующем году. В частности, в планах "Прибайкалья" создание оперативных пожарных постов, которые будут дежурить на основных дачных направлениях. Так же решается вопрос с УВД Иркутска о выделении машины и экипажа ГБР, который будет оперативно отрабатывать все обращения дачников о случаях правонарушений и ущемления их гражданских прав.}
Воруют за глаза и на глазах
Воровство и открытый грабеж — основные беды незащищенных дачников. Воруют не только урожай — выносят все мало-мальски ценное, включая алюминиевые ложки и проволоку. В садоводстве "Ветеран труда" один из дачников в счастливые советские времена обил стеклянную теплицу алюминиевым уголком. Но вот настал разнузданный российский капитализм. И однажды, приехав на свой участок, этот "богатей" вместо теплицы обнаружил груду битого стекла — ни одного уголка в осколках не было.
Воруют очень виртуозно. Дачники говорят, что иногда молодые парни, заметив понравившуюся вещь, могут часами караулить удобный момент в кустах.
— Мы с соседкой у нее в домике вышли на крыльцо — банки из шланга мыли. Возвращаемся в комнату — телевизор через окно украли. И это в доме, полном народу!!! — сокрушается Зинаида Фельдман.
О другом случае рассказал Леонид Иванович. Приехала их соседка на дачу, стала открывать двери, и, пока возилась с ключами, повесила на забор сумку. А рядом с забором прямо на земле сидел пьяный парень. Потом оказалось, что пьяным он только притворялся — он дождался, пока соседка нагнется к замку, вскочил, схватил сумку и исчез в неизвестном направлении. А в сумке были все документы и полторы тысячи рублей — остатки от пенсии. Так что в садоводствах привыкли, что они находятся в осаде, и, приехав, занимают круговую оборону: нельзя расслабляться даже на собственном участке, даже в собственном домике и даже днем.