Под крылом параплана

Мечта о полете стала реальностью

Мы уже писали об одном, пожалуй самом распространенном, из экстремальных видов туризма — парашютном спорте. На этот раз поговорим о полетах на параплане. Этот вид спорта — для тех людей, кто давно хотел испытать ощущение радости полета и почувствовать магическое притяжение неба, обозревая окрестности с невероятной высоты.

Что такое параплан?
Начнем с описания того, как выглядит параплан. Что такое парашют, знают все еще с детства. А вот как выглядит параплан, как выяснилось, знают совсем немногие. В основном представляют себе нечто вроде кабины с крыльями — вроде самолета Ан-2. Внешне параплан очень похож на парашют, и те, кто с этим не сталкивался, просто не видят разницы. Несмотря на то что они очень похожи, у них абсолютно разные цели и задачи.
Если парашют создан в первую очередь для того, чтобы упасть и не разбиться, то параплан рожден для полета. Это сооружение творит чудеса, оно совершило своего рода переворот в авиации. Параплан создавался не для каких-то практических целей и пока не имеет применения в народном хозяйстве. Он создан для получения личного удовольствия от полета. Вы можете возить его в багажнике своего автомобиля или носить за спиной в рюкзаке и в любой момент, подойдя к обрыву и развернув его, наполнить ветром и взмыть в небо.
Параплан — это куча ткани, ниток и веревок. Поверить, что это сооружение может подняться в небо на 4-километровую высоту и пролететь сотни километров, практически невозможно, но тем не менее это так.
Данным видом спорта в Иркутской области занимаются всего три организации. Цены за полет разные — от трех до четырех тысяч за смену. За одну смену набирается группа до пяти человек, которые летают по очереди: одному летать целый день будет просто не по силам, да и по деньгам получается дороговато.
Теоретический инструктаж по действиям в особых случаях, устройству и взаимодействию основных частей параплана будет дан уже на месте — так сказать, наглядно, уже тогда, когда вы наденете подвесное устройство, внешне напоминающее удобное кресло (это то, в чем пилот непосредственно находится во время полета и к чему прикрепляются стропы параплана).
От 16 и старше
Заниматься парапланеризмом может любой человек, достигший 16-летнего возраста и имеющий нормальное здоровье. В снаряжение парапланериста входят такие вещи, как сам параплан, который, как и все в наш век компьютерных технологий, является очень точной, математически выверенной конструкцией, состоящей из нескольких сотен деталей. Детали раскраиваются с применением компьютерных технологий, что обеспечивает невероятную точность кроя, но собираются, правда, вручную, сшиваются на специальных швейных машинах. Ткань в производстве парапланов используется очень прочная и легкая, что обеспечивает безопасность и достаточно долгий срок службы — несколько лет при постоянном использовании. К параплану привязываются стропы из кевлара — сверхпрочного материала, разработанного специально для выхода в космос.
Если хотите получить полное удовольствие от полета, то необходимо полностью экипироваться. Для начала нужно приобрести комбинезон, который изготавливается из непромокаемой ветрозащитной ткани. Лучше, если его сошьют под заказ по вашим конкретным размерам. Комбинезон должен защищать вас от агрессивных факторов внешней среды, обеспечивать комфорт и свободу движений. Можно, конечно, летать и в фуфайке, но тут уж, извините, ни о каких приятных воспоминаниях мечтать не придется. Также потребуются шлем, ботинки, перчатки, очки.
Если вы в состоянии приобрести параплан в собственное и постоянное пользование, тогда вам придется заплатить только за теоретический инструктаж — около 500 рублей.
Стоимость парапланов колеблется от 1000 до 1800 долларов за отечественные, и от 2500 долларов и выше за импортные. Парапланы бывают спортивные, тандемные и учебные. Летать же на параплане можно круглый год.
Попутного ветра в ваш параплан
Летные навыки прививаются достаточно быстро. Чтобы понять, как управлять парапланом, лучше начинать полеты вместе с инструктором на специальном тандемном параплане. Для начала много времени и сил займет поиск нужного склона и подходящего ветра, после чего на выбранный склон предстоит еще взобраться со всем необходимым сооружением. И когда уже впервые стоишь на скале высотой с пятидесятиэтажный дом, надевая подвеску, не дает покоя мысль: "Неужели я... туда?"
Инструктор, внимательно проверит всю полетную систему, пристегнет вас к себе, проинструктировав на тему, что нужно делать на старте. Когда все будет готово к полету, придется довольно долго ждать необходимого потока, после чего вдвоем с инструктором нужно будет немного пробежаться вниз со скалы — и параплан плавно взлетит, держась в потоке воздуха. Только после этого парапланерист медленно начинает приходить в себя с незабываемым появившимся чувством, что он все-таки летит, около трех минут обозревая с высоты птичьего полета красоту природы.
После тандемного полета можно будет попробовать полет одиночный, который чаще всего производят на парапланах фирмы "Хантер" или "Перформанс".
Советы новичкам
Не надейтесь, что у вас получится все с первого раза. Ведь прежде всего новичку должно повезти с попутным ветром. Допустим, мне пришлось впервые полететь в полный штиль. В такую погоду все зависит от ног: чем быстрее побежишь, тем больше шансов, что ты поднимешься в воздух.
И еще один личный совет: сбегая вниз со скалы, смотрите только себе под ноги — чтобы голова не успела закружиться от страха высоты. Уже в воздухе вы будете только радоваться высоте птичьего полета, управляя специальным устройством в виде колец на стропах, которые называются клевантами.
Очень важно правильно приземлиться — то есть прямо по ветру, в противном случае параплан развернется перед вами и протащит вас по земле несколько метров. И если будете соблюдать все инструкции, данные вам перед полетом, то не сомневайтесь, что избежите каких бы то ни было травм.
Если вы захотите продлить радость от ощущения полета, то можно попробовать полет на параплане с парамотором — приспособлением, которое весит около 25 килограммов. Смена при таком полете длится около двух часов. Это менее спортивный, но тоже очень увлекательный вид спорта. Единственное, что может не понравиться в этом экстремальном виде спорта, это то, что все приспособления потом приходится поднимать за собой на скалу, но разве может что-то остановить настоящих экстремалов?
Чем параплан отличается от дельтаплана
Когда около 30 лет назад появились дельтапланы, казалось, ничего более доступного придумать нельзя. Но все-таки вес дельтаплана 25—40 кг, собирается он не менее чем за 30 минут, и перевозить его достаточно проблематично. Обучение хоть и проходит достаточно быстро, но составляет не менее 10—15 занятий (старт — посадка). При этом ученик тратит много физических сил, да и обучение проходит не всегда безболезненно. Многочисленные ушибы и перенапряжение мышц — обычные проблемы при обучении полету на дельтаплане.
Вес параплана 5—8 кг, он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5—7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане гораздо менее травматичным, чем обучение на дельтаплане.
При этом у дельтаплана есть два неоспоримых преимущества: скорость и качество. Современные безмачтовые дельтапланы имеют максимальную скорость более 120 км/ч против 60 км/ч у лучших спортивных парапланов. И аэродинамическое качество дельтапланов достигает 15 единиц против 9—10 единиц у самых совершенных парапланов. Бесспорно, конструкция дельтаплана аэродинамически более совершенна, нежели конструкция параплана. Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются огромными трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без хорошо организованного подбора на машине.
К тому же на небольшую посадочную площадку, куда без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Все это ограничивает возможности дельтаплана в сравнении с демократичным парапланом, и в России дельтапланеристы обычно летают либо около места старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором.
Параплан в большей степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко поймать попутку, такси или сесть в любой общественный транспорт после далекого маршрутного полета или просто добираясь до парадрома. Небольшая масса и габариты параплана не составят вам проблем при погрузке в поезд, также не нужно будет переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом.