В борьбе за место на пароме людей скидывают в воду

Местные жители Ольхона воюют с отдыхающими на переправе

МРС, пятница, три часа дня. Около 30 машин выстроились в очередь к парому, перевозящему местных жителей и отдыхающих на остров Ольхон. Одну ходку — туда и обратно — паром "Дорожник" совершает за один час десять минут, при этом за раз он может взять на борт 11 легковых автомобилей. Тем не менее одной из легковых машин понадобилось простоять в очереди с шести часов утра до трех дня, чтобы оказаться впереди. Но подошел паром, и этого первого потеснили. Через громкоговоритель с парома донеслось: "Сначала рейсовый автобус, потом местные жители Хужира"...

"Понаехали тут..."
Уставшие от долгого ожидания туристы пытались повыступать, но не тут-то было. Дорогу к парому преградила бой-женщина.
— Чего бузишь, в воду хочешь? — остервенело визжала дама на жаждущего отдыха мужичка. — Сейчас поплывешь.
Корреспонденты "СМ Номер один", прибывшие на МРС с целью понаблюдать за движением парома и автомобильной очереди, решили выяснить у гражданки причины ее неприязненного отношения к туристам.
— Мы местные жители, мы там живем. У тебя есть паспорт с хужирской пропиской? Покажи! — напустилась на нас воинственно настроенная особа, которая никак не хотела понимать, что нам на ту сторону вовсе и не надо. — На хр... тебе туда ехать, вот — на берегу отдыхай. Детей в поликлинику свозить не могу, понаедут тут...
Хотя женщина была у переправы совершенно одна, без детей, она продолжала напирать на необходимость посещения детской поликлиники и кричала до тех пор пока не заскочила на паром без машины. Кто ее, безлошадную, туда не пускал, осталось загадкой.
Страсти по переправе
Страсти на паромной переправе накаляются в основном по пятницам. Народ стремится провести выходные на лоне разнообразной островной природы. Однако пересечь пролив Ольхонские Ворота удается не всем и не сразу. Привилегиями обладают рейсовые автобусы, почта, автомобили администрации района и поселка Хужира, машины совхоза, лесхоза, рыбзавода, больницы и транспорт местных жителей.
Никакой диспетчерской на берегу нет — узнать, что и как, и пожаловаться некому. В старом облезлом расписании обозначено, что спецмашины и жители района обслуживаются вне очереди. Указаны там также телефоны и адрес, куда обращаться потребителям, — Ольхонский ГУДЭП. Но ольхонская дорожная служба давно никакого отношения к парому не имеет, его передали Восточно-Сибирскому речному пароходству. Таким образом, выяснить ситуацию можно только в Иркутске. В общем, до Бога высоко, до царя далеко, и на переправе действуют свои, весьма жестокие, законы. Те, кому часто приходится бывать на МРС, рассказывают разные страшилки. И женщины поперек парома ложатся, и в воду часто кого-то скидывают, и мордобой устраивают. Говорят, как-то даже машину на берегу перевернули.
Однако в Ольхонском РОВД сообщили, что вызовов в последнее время с переправы не поступало. Да и как в самом деле оттуда милицию вызвать? Сотовые телефоны только недавно стали на МРС сеть ловить, и как с них в Еланцы звонить, никто не знает.
Тем не менее о событиях двухнедельной давности в милиции наслышаны. Тогда паром не работал два дня — сгорел вспомогательный двигатель. Народу на переправе скопилось видимо-невидимо. Люди ночевали в машинах, ждали. Когда паром возобновил работу, за место на нем началась настоящая битва — и местные домой хотят уехать, и отдыхающим не терпится. Вот тогда-то и драки были, и в воду кого-то окунали... Однако есть на переправе свои приметы: когда люди оказываются на пароме, тут же успокаиваются.
Бесплатная федеральная дорога ночью работает за деньги
Рабочие с "Дорожника" описали "СМ Номер один" красивую картину хождения парома по проливу. Ходит он, дескать, исключительно по расписанию, денег ни с людей, ни с машин не берут — федеральная дорога, и до вечера всех вывезти успевают.
Шашлычники, расположившиеся на берегу, подтвердили, что ночевать на МРС никто не остается — когда паром работает, вывозит всех, причем возит порой до трех ночи — пока все желающие на острове не окажутся. Однако с десяти вечера федеральная дорога перестает быть бесплатной — давай сто рублей и катись с ветерком.
В пятом часу вечера очередь на паром практически не уменьшилась. Еще один рейс вместил два автобуса и две местных машины. Обратно привезли длиннющий грузовик. Значит, и с острова никто не смог выехать. В конце очереди на берегу началось оживление — некоторые ожидающие уже хорошенько подпили и принялись фантазировать на тему.
— Хоть бы воздушный шар запустили, — вздыхали одни.
— Нет, лучше пусть мост построят, — возражали другие.
— Мост построят, народу будет много ездить — не надо, — заключали третьи.
— Вот как бы фуникулер... было бы здорово...
Мечтателей все прибавлялось, но они даже не подозревали, что днем на острове приземлился вертолет. Губернатор Иркутской области Борис Говорин прилетел поговорить с местными жителями об электрификации и о пароме, который, по его мнению, все-таки должен быть платным.