Северобайкальские мили и километры

Для того чтобы принять участие в 50-километровой гонке, иркутские яхтсмены прошли 1000 километров по Байкалу, попали в ураган, но из всех испытаний вышли абсолютными победителями.

18 июля завершилось необычное парусное соревнование. Небольшое по масштабам (в регате участвовало всего 4 яхты), оно, тем не менее, имело заметное значение в развитии парусного спорта на Байкале. Необычность регаты состояла в том, что, во-первых, она была межрегиональной (состязались яхтсмены Иркутска и Бурятии). Во-вторых, для того, чтобы принять участие в гонках, иркутские яхтсмены совершили парусный переход общей протяженностью более 1000 км.

Как сообщил президент Байкальского крейсерского клуба Константин Волков, регата проводилась в рамках празднования 15-летия северобайкальского яхт-клуба "Белый парус" и 30-летия БАМа. Для участия в торжествах из Иркутска вышли яхты "Принцесса Байкала", "Аврора", "Морской волк" и "Благовест". Путь до Северобайкальска наши яхтсмены проделали за четыре дня, сделав по пути несколько коротких остановок. Примечательно, что "Морской волк" и "Благовест" шли исключительно под парусами, двигатели включались лишь при швартовке на стоянках.
Одолев непростой штормовой маршрут, наши гонщики приняли участие в регате, ставшей кульминационным пунктом праздника. Честь иркутского яхтинга защищали яхты "Морской волк" и "Благовест". Северобайкальск выставил в гонку "Кассилию" и "Медузу". Организаторы соревнования планировали длину дистанции равную 25 милям (более 45 километров). Но погода подкачала — стоял густой туман и практически полный штиль. Из-за этого было решено перенести гонку на 4 часа и сократить дистанцию.
Сразу после старта выявилось явное преимущество иркутских яхт. "Морской волк" и "Благовест" ушли в отрыв, не оставляя северобайкальцам ни единого шанса. Евгений Кашников, в этой гонке капитан "Морского волка", сумел максимально использовать преимущества "Волка" при слабых ветрах и на три минуты обошел более тяжелый "Благовест". Время "Морского волка" составило 3 часа 19 минут. 46 минут проиграла победителю "Медуза", а "Кассилия" по техническим причинам сошла с дистанции.
На пути домой иркутских гонщиков застал в море ураган, тот самый, что натворил столько бед по всей области. Хотя на подходе к Байкалу стихия заметно поистратила свою разрушительную мощь, в некоторых местах озера сила ветра превышала 30 метров в секунду. Как раз в такую полосу попал "Морской волк". В условиях налетевшего шквала экипаж яхты не растерялся. Моментально были установлены специальные штормовые паруса, и яхта продолжила свой путь, невзирая на поднявшуюся волну и ревущий ветер. В точности как в известной песне: "В буре лишь крепче руки, и парус поможет и киль".
Парусные уроки на берегу
Северобайкальские соревнования носили праздничный, товарищеский характер, однако выводы из них сделаны серьезные и далеко идущие. В очередной раз преодолен барьер расстояний, разделяющий два яхтенных центра Байкала. Северобайкальскому флоту больше не придется подолгу вариться в собственном соку, ведь любые соревнования с участием сильных соперников — это мощный стимул к совершенствованию. Показательно, что иркутский парусный спорт был представлен своими лучшими спортивными яхтами, оснащенными по последнему слову техники. В этом отношении северобайкальцам есть чему поучиться у иркутян.
Но и наши гонщики нашли, что перенять у коллег. Опережая северян по техническому уровню своих яхт, Иркутск неприлично отстает в организации детского парусного спорта и в деле наземного обеспечения яхтинга. Столица Восточной Сибири сегодня вполне может предоставлять своим VIP-гостям наисовременнейшие суда, но никогда не делает этого, так как состояние городских яхт-клубов, мягко говоря, не блестящее. В Северобайкальске пока нет суперъяхт, но зато благодаря поддержке со стороны Восточно-Сибирской железной дороги и неравнодушию местных властей есть отличный яхт-клуб, куда не стыдно привести даже очень высокопоставленных гостей. Полным ходом работает детская парусная секция, в распоряжении которой десятки небольших лодок классов "Оптимист", "Луч" и "Кадет".
Иркутский яхтинг уже сейчас испытывает нехватку кадров, потому что учиться управлять яхтой нужно с детских лет, только в этом случае появляются особое чутье и интуиция, отличающая яхтсмена-гонщика от круизного "парусника". Все нынешние молодые капитаны Иркутска выходцы из спортивных школ местных яхт-клубов. Еще не так давно иркутские парусные школы имели хоть какую-то поддержку со стороны государства, при этом здорово работали и выпускали отлично подготовленных ребят. Однако сейчас детская парусная жизнь в городе едва держится на голом энтузиазме взрослых яхтсменов...
Хочется надеяться, что ситуация все же переменится к лучшему. Ведь паруса — это украшение любого города, а в Иркутске — еще и неповторимая экзотика, неизменно потрясающая зарубежных гостей Сибири.
Лето продолжается до ледостава
В парусном сезоне 2004 года наши яхтсмены еще порадуют своих болельщиков и всех, кто неравнодушен к парусам. В августе областная федерация парусного спорта планирует проведение еще одной байкальской регаты. В последних числах сентября, когда по утрам вода у берегов посверкивает тонкой ледяной коркой, а с неба летят первые снежинки, состоится уже ставшая знаменитой "Бархатная осень", на которую традиционно выйдет практически весь парусный флот города.
В следующем году, по словам Константина Волкова, будет проведен очередной, третий по счету Кубок Байкала. При сохранении основных принципов кубка — безостановочная гонка без гандикапа и промежуточных этапов — дистанция будет увеличена до 500 миль (926 километров). В этих соревнованиях, судя по всему, примут участие уже не только иркутские яхтсмены, но и гонщики из других регионов страны.