Как птица в полете

Знающие люди говорят, что в небо либо влюбляются, либо его ненавидят

Сейчас в самый разгар лета многим как никогда хочется экстремальных ощущений. Столетиями человек наблюдал за птицами, мечтая о полете. Теперь же мечта стала реальностью, и полет в бездну доступен не только для избранных, но и для любого желающего. В последнее время в Иркутске становится все популярнее прыжок с парашютом. Знающие люди сравнивают прыжок с мгновенным переходом от ужаса к полному счастью, и, как бы страшно ни было, тот, кто это хоть раз испытал, обязательно будет пытаться прыгнуть еще раз — такое незабываемое остается впечатление. Корреспондент газеты "СМ Номер один" испытала все это на собственном опыте. Вывод такой: вы еще не успеете испугаться, как пройдет двухчасовая подготовка, на вас оденут тяжелый парашют и посадят в так называемый кукурузник, знаменитый самолет еще со времен Хрущева. Но все по порядку.

Достопримечательность аэродрома — его инструктор
Этим видом спорта в Иркутской области занимаются лишь в одном месте — на поляне под Оеком (Александровский тракт). Организует прыжки с парашютом компания АСК РОСТО.
Тем, кто решил прыгнуть в первый раз, необходимо пройти двухчасовой теоретический инструктаж на тему действий в особых случаях, устройства и взаимодействия основных частей парашюта и страхующих приборов, после которого вас допустят к прыжку.
Инструктаж проводят каждую пятницу в 18.00 на базе РОСТО. По желанию, инструктаж можно прослушать в десять часов утра непосредственно на аэродроме перед началом прыжка, который проводит инструктор Станислав Данилов. Он — особая достопримечательность аэродрома. К его шуточкам и страшилкам, вроде того — что делать, когда приземлитесь на оголенные провода или напоретесь на деревья, никто не остается равнодушным. Особенно нас вдохновило сообщение, что при его инструктаже еще никто не разбился насмерть — "мы будем первые"... Стас, естественно, прыгал вместе с нами.
Прыжки с парашютом организуются только по субботам и воскресеньям. Надо отметить, что прыжки с парашютом клуб организует круглогодично, только с ноября устраивает месячный перерыв — на осмотр, проверку и подготовку техники.
Три минуты полета
Прибывая на аэродром, желающие проходят наземную (предпрыжковую) подготовку по отделению парашютистов от самолета, приземлению и — тренаж по действиям в особых случаях.
Далее претендента подвешивают на специальные крепления и подробно объясняют: где в полете должны быть ноги, руки а где — голова, как правильно разворачиваться. Стопы при приземлении должны быть параллельны земле и сжаты вместе.
Остается только пройти медицинский осмотр — измеряются давление, пульс, спросят, нет ли жалоб, предложат заполнить учетные листы, в том числе написать расписку, что жалоб никаких не имеется и, следовательно, никаких претензий к клубу нет. И тогда — высота девятьсот метров, несколько секунд в пропасть и — около трех минут полета.
Прыжок выполняется на парашютах типа: Д1-5У, Т-4, ПО-16, "Мальва-24" с самолета Ан-2. Эти парашюты безопасны и достаточно просты в применении. Но "перворазники" чаще прыгают с парашютом серии Д5. Это надежный, проверенный временем и армией парашют, притом запас прочности парашюта очень мощный. Предназначен он для учебно-тренировочных и боевых прыжков, а скорость перемещения с парашютом будет напрямую зависеть от ветра. Разрешается прыгать при скорости ветра от 5—6 метров в секунду. Для справедливости надо отметить, что за всю историю клуба не было ни одного летального исхода. Если и были какие-то травмы, то только в тех случаях, когда сами парашютисты не соблюдали правил.
Уже сидя в самолете, мы около десяти минут с ужасом от предстоящего прыжка наслаждались полетом, после чего инструктор подал знак встать и взяться за поручни. Прозвенел пронзительный гудок, и пятеро парней с интервалом в две секунды выпрыгнули в бездну, и самолет пошел на второй круг.
— А теперь, девочки, слушайте мою команду! — прокричал Стас. — Вы бежите одна за другой и дико кричите, а все остальное я сделаю за вас. Так что кто желает прыгать самостоятельно, должен известить об этом инструктора заранее. Только учтите, что если вы будете раздумывать хотя бы лишнее пять секунд, то ваш товарищ, который будет прыгать последним, может приземлиться куда-нибудь в реку или на деревья.
После того как вы оказываетесь в пропасти, не сомневайтесь, что вы тут же забудете все то, чему вас учили предыдущее два часа, особенно если это ваш первый прыжок. Главное, чтобы через определенный промежуток времени парашютист выдернул кольцо, расположенное на левом плече, — тогда раскроется парашют.
Дальше вы медленно парите в воздухе. Ощущение примерно такое, как будто вы катаетесь в парке культуры и отдыха на колесе обозрения. Если вдруг (а такое почти исключается) не получается выдернуть кольцо — на высоте четырехсот метров сработает страхующий прибор, который откроет запасной парашют. А вот чтобы он не раскрылся, нужно не забыть про красную стропичку, которую следует выдернуть непосредственно после того, как раскроется основной парашют. И если полет пройдет удачно, то вас очень удивит приземление — напоминает прыжок со стола.
Конечно, бывали и такие случаи, когда человек отказывался прыгнуть, будучи уже в самолете. В таком случае все заплаченные деньги вам уже не вернут, а острых ощущений вы никаких не получите. Тогда выходные вам лучше проводить дома перед телевизором, а не пасовать перед небесным простором. А тем, кто решится сделать повторный прыжок в этом же году, сделают небольшую скидку — 50 рублей.
За штурвалом самолета
Для тех, кому полет под куполом кажется недостаточно экстремальным, есть удовольствие посильнее — можно попробовать себя в роли пилота самолета. Но прежде эту технику тоже придется освоить на базе.
Конечно, такая подготовка занимает намного больше времени: непредвиденных ситуаций может оказаться намного больше. Тем более с вами в самолете Як-52, всегда будет находится пилот-инструктор, который подскажет и укажет на ваши ошибки.
Знающие люди говорят, что сидеть за штурвалом такого самолета не то, что за рулем машины, — одни воздушные ямы чего стоят. А еще больше вдохновляет чувство, что ты настоящий пилот.
Требования к "перворазнику"
Многие "перворазники" делают одни и те же ошибки. Для начала необходимо правильно одеться: на вас должна быть спортивная одежда, на ногах носки и кроссовки. Сережки и цепочки необходимо оставить дома, а с собой взять паспорт и необходимую сумму денег. Сам претендент должен быть старше пятнадцати лет, и его вес не должен превышать девяносто пять килограммов. Шапочку и парашют вам выдадут, естественно, уже на аэродроме.