Кому выгодно наводить тень на плетень?

Усть-Ордынский вариант реформы местного самоуправления, взявшей старт в середине прошлого года, практически с момента своего рождения стал притчей во языцех. Ничем не оправданная спешка в ее проведении, отсутствие необходимых окружных законов, правовой нигилизм местных "реформаторов" привели к закономерному результату: в суды последовали иски прокуратуры округа и муниципальных образований. Аналитики полагают, что и в Кремле недовольны слишком вольной и непозволительной трактовкой федерального законодательства.

Ни для кого не секрет, что усть-ордынский вариант реформы местного самоуправления был скопирован с Агинского Бурятского автономного округа. Там еще в конце прошлого столетия глава автономии Баир Жамсуев провел административную реформу, согласно действовавшему тогда Федеральному закону от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", где законодательно был закреплен один уровень местного самоуправления. Тогда в Агинском округе, соблюдая все правовые процедуры, ликвидировали районный уровень самоуправления и взамен создали сельский. На тот момент эта схема не противоречила федеральному законодательству. Сейчас же в Аге вновь возвращаются к двухуровневой системе, как этого и требует новый федеральный закон.
Замечу, Валерий Малеев пришел к власти в одно и то же время, что и Баир Жамсуев. С одним лишь отличием: глава Агинской автономии до этого почти два созыва отработал депутатом Государственной думы, а Валерий Малеев возглавил автономию, не имея опыта работы в исполнительных органах государственной власти. После нескольких поездок в Агу Малеев предпринял несколько попыток повторить агинский опыт, но каждый раз не хватало аргументов убедить депутатов окружной думы. В конце концов ему удалось сломить сопротивление депутатского корпуса, но времени для нормального воплощения в жизнь агинского варианта не хватило, его упустили. Пришлось спешить, срочно проводить сельские сходы, выборы глав сельских муниципальных образований, фактически ликвидировать муниципальные районы.
В октябре 2003 года Государственной думой был принят новый закон об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которому по всей России вводились два уровня муниципальной власти — районный и поселенческий. В связи с этим старый закон от 1995 года утратил свою актуальность и вступил в противоречие с новым. Тут бы Валерию Малееву скорректировать свои действия, но он, вероятно в силу политических расчетов, предпочел идти напролом, увеличивая количество нарушений законодательства.
Свои нарушенные права Эхирит-Булагатскому муниципальному образованию приходится отстаивать в судебных инстанциях, причем успешно. Уже выиграно несколько процессов в районном и окружных судах. Наши требования признаны законными и справедливыми. Решения сельских сходов практически повсеместно отменены из-за отсутствия кворума и других нарушений законодательства. Населению никто не говорил, что ликвидируются районы, никаких референдумов на эту тему не проводилось. Решением окружного суда районный уровень местного самоуправления восстановлен и назначены выборы глав районного самоуправления. Нами оспорен и Закон округа "Об окружном бюджете на 2004 год", лишивший районное муниципальное образование финансовой поддержки. Пятого июля суд УОБАО полностью удовлетворил наши требования и по этому вопросу.
Еще ранее суд признал не имеющим силы закон округа о структуре государственных органов власти, согласно которому в районах создали территориальные управления, фактически подменившие законную власть районных муниципалитетов. Как и следовало ожидать, администрация округа не согласилась с решениями судов, с требованиями прокуратуры, подав кассационные жалобы в Верховный суд. Заодно в СМИ поднята информационная шумиха о якобы оппозиционных настроениях в окружной прокуратуре и окружном суде: они, мол, тормозят нашу реформу. Но проводимую таким образом реформу нужно просто отменять, поскольку она дискредитирует федеральную. Чем успешно и занимаются сейчас прокуратура и суд, восстанавливающие законность на территории округа.
Примечательный факт: буквально на днях окружная дума была вынуждена, еще до разбирательства в Верховном суде, внести в оспариваемый нами закон округа о структуре такие изменения, которые мало что оставляют от первоначальной его редакции. Отныне территориальные управления в районах не имеют права вторгаться в сферу деятельности районных муниципалитетов, а должны выполнять лишь госфункции. Безусловно, это победа!
Не имеющая надлежащей правовой основы муниципальная реформа в "малеевском" варианте, без всяких сомнений, обречена на неудачу. Населению просто пускают пыль в глаза, когда утверждают, что она проводится успешно, что округ идет впереди всей России. По количеству нарушений закона — да, по всему остальному — далеко позади. Ведь и районный уровень местного самоуправления придется восстанавливать — нести новые затраты, и границы муниципальных образований утверждать, и кадры готовить. Сельские муниципальные образования в условиях проводимой реформы не имеют достаточной доходной базы для решения текущих проблем. Более того, общие доходы бюджетов всех муниципальных образований, к примеру, Эхирит-Булагатского района в 2004 году составляют 148 миллионов рублей, тогда как в 2003 году бюджет района составлял 186 миллионов рублей. Налицо серьезное сокращение реальных средств, вопреки всем заверениям. Печально и то, что за спешку, пренебрежение законом и политические амбиции придется расплачиваться не нынешнему главе округа, а простым людям. Да, решение о проведении реформы принято на федеральном уровне — но не в том искаженном виде, как в Усть-Ордынском округе.