Депутат Законодательного собрания Гайдар Гайдаров:<br />"Наркоторговцы заслуживают высшей меры наказания"

Наркотики, наркоманы, наркоторговцы — проблема, решение которой зависит от огромного количества факторов. На практике пока не удалось собрать эти факторы воедино и одним движением сбросить с человечества наркотические путы. Обязательно находится тот, кто жаждет земного рая (правда, очень скоро он превращается в ад), и где-то рядом оказывается тот, кто этот рай на кончике иглы может обеспечить. Но подавляющее большинство людей все же против. Они говорят "нет" наркотическому рабству и в меру своих возможностей пытаются бороться за тех, кто оступился или стоит у края пропасти. Потому что здоровый мозг не в состоянии понять — как можно жить от укола до укола, как можно обменять молодость и красоту на мутную гадость в шприце. Депутат Законодательного собрания Иркутской области, доктор медицинских наук, профессор Гайдар Гайдаров на протяжении нескольких лет занимается вопросами наркомании, как с медицинской, так и социальной точки зрения. Какого-то чудотворного эликсира от наркозависимости он не изобрел, однако сделал ряд выводов, на основании которых борьба против страшного заболевания в Иркутске стала более эффективна.

— Гайдар Мамедович, дайте оценку сегодняшнему положению дел.
— На учете в наркологических учреждениях Иркутской области состоит 13,5 тысячи наркозависимых, в том числе 450 токсикоманов. Это официальные данные. Согласно же экспертным заключениям, количество лиц, имеющих проблемы с наркотиками, соотносится с истинным числом больным наркоманией как 1 к 15. То есть сегодня в области реально насчитывается около 200 тысяч наркоманов! С 1992 года наблюдается существенное увеличение числа больных, особенно среди людей с 14 до 30 лет. На долю молодых приходится до 70% потребителей зелья. Как показывают официальные данные, количество наркоманов на учете за 12 лет увеличилось в 24 раза.
Подчеркну, что это связано в первую очередь с активной работой по выявлению больных. Самым страшным последствием наркомании является распространение ВИЧ-инфекции. Иркутск и Иркутская область входит в первую тройку регионов по числу ВИЧ-инфицированных наркоманов в России.
— Чем чреваты наркотики для молодого организма?
— Организм разрушается. Причем достаточно интенсивно. Прежде всего страдает центральная нервная система, далее сердечно-сосудистая, органы пищеварения. В 14—16 лет идет развитие организма, а тут внедряется зло — наркотик.
Параллельно с физическим разрушением идет моральная деградация личности. И это, я вам скажу, еще страшнее. Человек превращается в животное, реагирующее лишь на дозу. Такая категория граждан уже не в состоянии участвовать в жизни общества, рожать детей, добиваться успехов и уважения окружающих. Эти люди живут не более 10 лет. Летальный исход наступает, как правило, от передозировки или от страшных мук, которые преследуют наркомана, когда нет зелья. Такой финал неизбежен. Более того, они становятся опасными для близких и соседей. Почти 90% преступлений совершаются людьми под кайфом. Чтобы иметь деньги на очередную дозу, они обворовывают собственные семьи, в крайнем случае готовы даже на убийства.
— Какие же меры в этой ситуации наиболее действенны?
— Я всегда выступал и выступаю за изоляцию наркозависимых. Неважно — добровольно или принудительно. Нельзя, чтобы в одном дворе играли дети и кололись наркоманы! Конечно, для столь кардинальных мер требуются условия — специализированные места. Думаю, есть смысл возродить так называемые лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Здесь человек должен быть изолирован не только от общества, но и от привычной среды — дружков, наркоторговцев.
Обычно рецидив также провоцируют стрессовые ситуации. В изоляции он живет по расписанию, много работает. А когда руки заняты чем-то полезным, то и из головы всякие вредные мысли выходят. Не стоит путать ЛТП с наркодиспансерами, где больного медикаментозно выводят из ломки и тут же отпускают. На изолированных территориях люди должны жить до тех пор, пока они не почувствуют, что могут сами сказать "нет" наркотикам. Лечебно-трудовые профилактории должны создаваться при активной поддержке государства. И не только финансовой. Нельзя допускать, чтобы на бедах людей наживались шарлатаны, которые лишь зарабатывают деньги, не задумываясь об эффективном лечении. У нас есть учреждения, которые вызывают определенные сомнения. По инициативе мэра Иркутска Владимира Якубовского департамент здравоохранения проверил все эти заведения. Теперь компетентная комиссия решает, кому выдавать лицензию, а кому и нет.
— Но предупредить болезнь все же лучше, чем ее лечить...
— Совершенно верно. Родители не должны стесняться — надо рассказывать о чем-то, на первый взгляд, страшном и неприятном. Все матери и отцы уверены, что их-то чада эта беда не коснется. Не стоит так заблуждаться. Не бойтесь спрашивать у детей о неожиданных отлучках из дома, таинственных звонках, подозрительных друзьях. Только не надо делать это по схеме "старший — младший", для подростка гораздо приятней разговоры на равных. В крайних случаях не лишним будет изучить содержимое карманов его куртки. Это может казаться невежливым до тех пор, пока в один из вечеров к вам не придут люди и не скажут, что ваш ребенок находится в больнице из-за передозировки.
В хорошем смысле просветительские беседы следует начинать как можно раньше, чтобы сформировать устойчивое негативное отношение к наркотикам. Разумеется, прежде чем учить сына или дочь уму-разуму, родители должны запастись необходимыми знаниями.
По собственному опыту знаю, что одно из самых действенных лекций — это подробный рассказ о последствиях. Я показываю, как разрушается печень — наш природный фильтр, как происходит интоксикация организма, отравление и смерть. Надо внушить, что гибель неминуема при употреблении любого наркотика. А распространенные мнения среди начинающих о том, что "это только баловство", — уже первый шаг к собственной смерти.
Внешний мир — школа, секции, клубы — также обязан принимать участие в создании крайне отрицательного образа наркомана и в пропаганде спорта. Известно, что на общественное мнение очень сильное влияние оказывают средства массовой информации. Такой ресурс нужно использовать по максимуму. Пусть на телевидение чаще показывают судебные процессы над наркоторговцами. Пусть на всю страну судья огласит наказание — пожизненное заключение преступника. Я также предлагаю законодательно закрепить одну норму: все телеканалы — государственные и частные — обязаны транслировать социальную рекламу, рассказывающую о вреде наркотиков. И не ночью, а в прайм-тайм.
— Хотелось бы услышать ваше мнение относительно Постановления Правительства от 6 мая 2004 года "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ".
— Я не узкий специалист в области наркологии, однако тщательно отслеживаю ситуацию. Я знаком с разными точками зрения. Одни специалисты говорят, что минимальная продажная доза никогда не соответствовала средним разовым дозам. Они в десятки раз меньше. Мол, правительство не приняло ничего страшного.
Другие эксперты бьют тревогу — либерализация законодательства приведет к тому, что из сферы влияния правоохранительных органов выпадет целая армия так называемых бегунков, мелких распространителей наркотиков. Я сторонник этой позиции. Считаю, что смягчающие поправки к Уголовному кодексу в части незаконного оборота наркотиков принимали люди, не имеющие практического опыта работы в этой сфере. Я согласен с теми, кто говорит, что размеры средних разовых доз взяты с потолка. Что уж говорить, наркоторговцы отличаются изобретательностью. Чтобы формально соблюдать закон, они станут дробить крупные партии дури на мелкие.
В итоге, если у человека обнаружат менее одного грамма героина или менее 20 граммов марихуаны, человек будет привлечен лишь к административной ответственности. Что позволит вести беспрепятственную уличную торговлю.
Я, как и многие врачи, считаю, что размеры средних разовых доз наркотических средств должны быть немедленно пересмотрены. По моему глубокому убеждению, меры по пресечению незаконного оборота наркотиков следует не смягчать, а ужесточать.
— Что в вашем понимании ужесточение мер?
— В Уголовном кодексе должна появиться статья, которая предусматривает пожизненное заключение за распространение наркотиков. Я, как депутат ЗС, подготовил в Госдуму РФ законодательную инициативу, где предлагаю не только узаконить высшую меру наказания, но и упростить и ускорить рассмотрение дел по наркоторговцам как следственными органами, так и судами. Очень часто такие процессы длятся годами. Я также настаиваю на том, чтобы был принят специальный нормативный акт по южным границам России — 90% наркотиков поступает именно через них.
— Какие правовые документы по профилактике наркомании и незаконному обороту наркотиков работают в Иркутской области?
— С 2002 года на территории Приангарья реализуется областная государственная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту". Благодаря этой программе два года назад наш регион получил за счет федерального бюджета дорогостоящее лабораторно-диагностическое оборудование. Оно установлено в областном психонаркологическом диспансере. Чтобы осуществить все мероприятия, заложенные в документе, в региональной казне предусматривается немалая сумма средств. Так, в 2002 году было израсходовано 13,1 миллиона рублей, в этом же на программу заложено почти 14 миллионов. Но основополагающий документ, которые другие правовые акты, в том числе и программу — это закон Иркутской области "О профилактике наркомании и токсикомании".
— Слышал, что при разработке этого закона от вас поступило порядка 20 поправок. Расскажите о них.
— Озвучу основные. Прежде всего я настаивал на появлении наркопостов в учебных заведениях и по месту жительства. Задача их проста — вести контроль. Проверка общественных мест, аудиторий, классов на предмет шприцов, наркотиков, ампул, наблюдение за школьниками и студентами. В случае обнаружения чего-то подозрительного об этом немедленно сообщается в соответствующий орган — для принятия мер. Оперативно поступает информация и от тех, кто в подростковой или молодежной среде распространяет дурман.
По той же схеме работают наркопосты по месту жительства — дежурные отслеживают неспокойных соседей, людей, неожиданно оказавшихся в подъезде. Могу сказать, что в Солнечном они есть, не буду говорить об этом более подробно — здесь важна конфиденциальность.
Вторая не менее важная поправка касается детской занятости. Ребенка постоянно нужно чем-то увлекать, чтобы не скучал, не чувствовал себя ненужным. Я не раз рассказывал о городской программе "Дворы для детворы". В 2004 году мэрия выделила на установку детских и спортивных площадок 20 миллионов рублей. Я поддерживал эту идея и помогал ее осуществлению. Строим корты, обновляем уличный спортинвентарь, ремонтируем качели, песочницы, горки, скамейки.
При моем участии создана специальная программа для Солнечного — "Дети, молодежь, здоровая семья, физкультура, спорт — против наркомании, беспризорности и социального неблагополучия". В рамках этого документа возродились детские клубы по месту жительства — "Ракета" и "Бригантина". С февраля 2004 года на базе музея-ледокола "Ангара" работает детская морская школа. Спортивный клуб "Ракета" поднимали из пепла супруги Людмила и Леонид Сапецких. Я увидел энтузиазм в глазах этих людей и решил помогать. Основная секция — бокс. Ученики Леонида Сапецких побеждают на городских, областных и даже всероссийских соревнованиях. В марте 2002 года открылась секция туризма. В ближайших планах — сформировать группу по боксу из девочек.
Меня очень радует, что помимо спортивной в клубе ведется и общевоспитательная работа. Прежде всего это лекции на различные темы: "XXI век без наркотиков", "Спорт и внешний мир подростка", диспут о любви и нравственности "Что может молодежь", ток-шоу "Знаете ли вы свои права". Детский клуб "Бригантина" предлагает детворе 10 различных кружков — вязание, кройка и шитье, шахматы, "Природа и фантазия", английский язык, вокальный, керамика, "Поющая гитара", а также изостудия "Юный художник" и кукольный театр. Сегодня клуб спасает от безделья 200 подростков. К нам в Солнечный приезжают подростки из других районов города. Они говорят — пусть далеко, зато интересно.
— В каком направлении сейчас вы намерены работать особенно активно?
— Надеюсь всевозможными способами активизировать население. Люди не имеют морального права сидеть сложа руки и ждать спасения. Пусть они сами включатся в борьбу. Властям следует установить уличные щиты, на которых указаны номера телефонов и пейджеров. Это для того, чтобы человек мог анонимно сообщать об очагах наркопреступности. Кстати сказать, опыт других регионов показывает, что всплеск гражданской активности наблюдается незамедлительно. Сейчас у меня на руках проект новой целевой программы на 2005—2007 годы, где учтено в том числе и это наше предложение.
Но тут должны не подкачать правоохранительные органы — оперативно реагировать на каждый сигнал. Важно показать людям, что ни одно обращение не останется без внимания. Мне часто жалуются, что вот, мол, позвонили в милицию, а толку никакого — как продавали из соседней квартиры дурь, так и продают дальше. На базе Госнаркоконтроля необходимо создать специальные группы быстрого реагирования. Они должны приезжать после сигнала моментально и в любое время суток. Как пожарные. Разумеется, спецотряды нужно обеспечить транспортом, связью, а бойцам платить достойную зарплату.
В ТЕМУ
Во многих территориях Иркутской области имеются заросли дикорастущей конопли. Официально выявлено более 2,5 тысячи гектаров земли, где она произрастает. По словам Гайдара Гайдарова, с этим нужно что-то делать: "Необходимо провести ревизию всех сельскохозяйственных угодий, определить хозяина земли. Потребовать от владельцев заброшенных полей избавиться от этого растения. В случае отказа привлекать к уголовной ответственности".
Бороться с дикой коноплей в 2005 году можно будет в рамках новой целевой программы, на эти мероприятия предусмотрена определенная сумма средств. В Госнаркоконтроле говорят, что местная дикорастущая конопля — постоянная головная боль. Проблему не решить одними рейдами. Необходима целенаправленная работа с руководителями местных администраций и сельхозпредприятий, широкомасштабная профилактическая работа с населением. На любом заброшенном поле, в заросших огородах, даже на городских обочинах с первыми лучами солнца начинает зеленеть конопля.
По данным Минздрава и МВД, содержание наркотических веществ в дикой конопле выше, чем в культивируемой, и поэтому в летне-осенний период идет активный сбор растения с целью производства гашиша. В прошлом году сотрудники Госнаркоконтроля уничтожили 14,8 тысячи кг конопли на площади 33 га. В мае — августе нынешнего года наркополицейские намерены сжечь конопляные заросли на площади более одной тысячи га.
КСТАТИ
Региональное управление Госнаркоконтроля по Иркутской области открывает с 19 июля горячую телефонную линию — 20-00-49. Сейчас в Иркутске работает телефон доверия городского УВД — 21-60-40, где можно оставлять информацию о наркоточках.
ЦИФРА
На реализацию областной государственной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту" на 2002-2004 годы заложено 39 миллионов рублей, на новую же программу планируется предусмотреть более 47 миллионов.