Блеск и нищета энергетических баронов

Любят у нас красное словцо, образное выражение. Вот и Иркутскэнерго то монстром региональной экономики назовут, то флагманом каким-нибудь, то визитной карточкой области. Много чернил извели журналисты, политики мозоль на языках натерли по поводу монстра нашего орденоносного. То мы его от Москвы защищали, то губернатора от него, то судили да рядили, какую роль эта мощнейшая корпорация сыграет в экономическом подъеме области. Блеск и сияние энергетических олигархов затмевает солнце, восходящее над Ангарой (это тоже аллегория, только в восточном духе). Но пробил час, грянул гром, дунул ветер — и где Иркутскэнерго? Где те, кому государство отдало плоды труда поколений сибиряков, энтузиастов и зэков, комсомольцев и беспартийных? Почему они бросили в беде всех, кто остался без света вечером 16 июля после памятного всем урагана?
Нет, может быть, они и бросились сломя голову чинить свои электросети, но только мало кто видел эти усилия и мало кто про это слышал. Если это не так и Иркутскэнерго — герой борьбы со стихией, то пусть руководство корпорации сменит своих пиарщиков, которые не довели до народа весть о неусыпной заботе директоров энергогиганта о жителях области. Может быть, господин Колмогоров лично с разводным ключом по столбам лазил, как наркомы первых сталинских пятилеток. Очень может быть...
Но люди, звонившие в выходные дни по дежурным телефонам Иркутскэнерго (если удавалось дозвониться), слышали одно: "У нас всего три бригады... Пятьсот заявок... Отпуска... Сотрудники на дачах..." Информация (владение которой означает владение миром) до людей не доходила. Никто не мог им сказать ничего конкретного и утешительного. И это — прямая вина Иркутскэнерго, повернувшегося спиной к народу, у которого приватизировала самое ценное, что есть в области.
Не летали над областью вертолеты. Не раскидывали гуманитарную помощь в виде графиков включения электричества. Не выглядывал из них добрый Шойгу. Сотни тысяч людей сутками сидели без электричества и без информации о своей судьбе. В 2004 году, в век, когда новейшие технологии проникают в самые отдаленные уголки планеты, в годы путинского "двойного удара" по ВВП, это как-то совсем уж нехорошо. Коммунисты так плохо о своем народе не думали. Даже гадости сообщали вовремя и неукоснительно.
Задумываясь об истоках этой духовной нищеты олигархов, вспомнил я показательную историю из жизни иркутянина Кострова (фамилия изменена), историю его взаимоотношений с монстром и флагманом региональной экономики в лице его предприятий.
Все началось с того, что Костров сделал ремонт и заменил счетчик. Затем он попросил Энергосбыт зарегистрировать новый счетчик. Просить пришлось долго, что само по себе странно. Как-то неловко даже наблюдать сопротивление сотрудников Энергосбыта, когда люди просят поставить или зарегистрировать новый счетчик. Наконец, инженер Энергосбыта приехал к Кострову и сказал: "У вас стоит теперь новая мощная электроплита, целых 8 киловатт. Надо испросить разрешение у "Южных электрических сетей" на отбор мощности".
Костров подумал, что и впрямь не выдержит Иркутскэнерго его новой печки, развалится, и отправился за разрешением. Ответ "Южных электрических сетей" был бесподобен. Гражданину К. (по образованию учителю русского языка и литературы) посоветовали ЗА СВОЙ СЧЕТ:
"Заменить кабельный вывод с ТП N 230 на ВЛ 0,4 кВ кабелем марки АПБбШв4Х185 и провод в пролетах опор 1—4 на провод марки А-50. На отпаечной опоре N 4 ВЛ-0,4 кВ смонтировать повторное заземление нулевого провода. Возможен перерыв в электроснабжении..." И еще велели по окончании работ явиться к ним и сдать работу "для осмотра и получения разрешения на допуск".
Костров обрадовался, что у него заодно не потребовали отремонтировать плотину Иркутской ГЭС, и пошел искать монтажников, которые выставили ему солидный счет. Получилось, как в песне Высоцкого: "Скажи еще спасибо, что живой!"
Только что иркутян разозлили сообщением о том, что Иркутскэнерго включает в тарифы на электричество суммы на содержание "Сибсканы". Иркутяне, конечно, проявили наивность, не догадываясь об этом раньше. Но не настолько они наивны, чтобы содержать гордость Иркутска. Бедный человек без электричества зол, и ему плевать на монстров, флагманов, гордости. Он жить хочет нормально. Он не понимает, откуда у столь славной своим могуществом организации такое бессилие в борьбе со стихией, такое малое количество ремонтников, такая низкая способность к мобилизации ресурсов, привлечению помощи из других регионов.
Гражданин Костров, не набравший денег на ремонт опор, в бурю наблюдал, как они валились, и думал: "Так что, если я сам их не отремонтирую, то теперь и все, света не будет до 2008 года? Денег у них нет? А зачем тогда офис на сквере Кирова ремонтируют? "Сибскану" зачем содержат?"
Казалось бы, так просто показать людям, что о них помнят! Но эта наука не дается Иркутскэнерго.
Можно напомнить об истории с гибелью в открытом колодце, принадлежащем Иркутскэнерго, мальчика Константина Удатова. Дело об этом взяла под контроль администрация Путина, но руководство Иркутскэнерго спокойно ждет суда. Позиция: "Пусть суд докажет, что мы виноваты, тогда извинимся и заплатим", — конечно, цивилизованная: даешь суд, закон, право! Но есть же еще понятия чести, совести. Люди должны уходить в отставку, не дожидаясь суда. И это тоже цивилизованно!
Я не хочу сказать, что в энергетике одни трепачи и безответственные люди. Там много прекрасных людей. Но, думается, такие люди не будут спорить: разгильдяйство и пренебрежение законными интересами людей должно быть наказуемо!
Въелась в кровь и плоть общества безответственность. Более двадцати лет назад на экраны страны вышли фильмы "Остановился поезд" и "Инспектор ГАИ". В них поднимались два вопроса: "Если есть правила, то они должны выполняться или нет?" и "Должны ли мы сурово карать за разгильдяйство или проявлять либерализм, подвигами прикрывать чью-то халатность?" Общество откликнулось на эти фильмы однозначным ответом: "Правила должны выполнять лохи! Карать не надо, сталинщину разводить нечего!" Резолюций таких никто не принимал, но жили именно по таким принципам.
Вскоре после выходов фильмов на экраны посыпались как из рога изобилия катастрофы — Чернобыль, "Адмирал Нахимов" и многие, многие другие. Таков был ответ нам от жизни, от судьбы, от Бога, если хотите. Мы не вняли предупреждениям, чего ж теперь на Иркутскэнерго пенять (хотя почему бы и не попенять), коли у самих, как говорится, рожа крива.
А может, развести сталинщину? А может, при Иосифе Виссарионовиче совет директоров Иркутскэнерго уже золотишко бы мыл в валютный фонд Родины? По крайней мере, буря в мае 1990 года, когда еще были парткомы, не вызвала таких последствий, хотя была страшнее.
Уважаемый губернатор, а не пора ли напомнить им (баронам) о населении Иркутской области? Уважаемый политсовет "Единой России", докажите, что вы такие хорошие, как сами о себе рассказываете. Вызовите на ковер своих партийцев из Иркутскэнерго, расскажите о наших нуждах.
Товарищ главнокомандующий и господин Президент, заставьте всех наших олигархов заняться их прямым делом. Подписался на нефть, приватизировал АНХК — поставляй бензин народу! Назвался энергобароном — полезай в кузов, чини электросети! Не можешь, используешь бывшее народное добро на закупку депутатов, создание партий — иди за Ходорковским в "Матросскую тишину"! Там сидит теперь главный русский вор Япончик, он научит Родину любить...
Можете все это считать "шуткой юмора", можете — рационализаторским предложением. Можете это считать ябедой, можете — голосом брошенного без света народа. Кому как совесть и честь позволяют, так и считайте. Честь мундира и честь гражданина.
P.S. Перед отправкой газеты в типографию наметились положительные тенденции. Начались составляться графики, доводиться до людей. Главную роль в этом сыграли областная и местные администрации.