Сизый дым — предвестник печали

О чем дымит двигатель автомобиля

Всему когда-то приходит конец. Еще недавно радовавшая вас автомашина вдруг стала меняться в не лучшую сторону, ведет себя как-то шумновато и не так резво бежит по дороге, из глушителя появился сизый или черный дымок. Налицо явные признаки ослабшего здоровья двигателя... Знакомые в голос заверяют: пора его "капиталить", т.е. ставить на серьезный ремонт.

Смотрите на цвет
Однако не спешите сильно расстраиваться, обратите внимание на выхлоп машины. Черный дым — признак неполадок в системе зажигания или питания. Характерный черный цвет выхлопа — признак избытка топлива в цилиндрах, которое не сгорает полностью и вылетает вместе с выхлопом на ветер.
Проблема заключается или в неправильно выставленном зажигании, или в датчиках, на данные которых ориентируется процессор при работе. Ремонт обойдется не очень дорого — в пределах одной тысячи рублей и меньше (в зависимости от причины).
Сизый дым — признак более серьезных проблем, но и тут есть свои особенности. Если он появляется и исчезает через одну-две минуты после заводки, то это еще не так страшно. Скорее всего, предстоит лишь ремонт головки блока цилиндров. В случае появления постоянного сизого шлейфа при движении или при перегазовках — скорее всего, двигатель отходил свой ресурс. Иначе говоря, между стенками цилиндра и находящегося в нем поршня появился зазор, кольца сточились и пропускают масло в цилиндр, оно горит и дает тот самый сизый дым. Внутри цилиндра падает давление, и, соответственно, снижается мощность двигателя. В свою очередь, болтающийся поршень может перекосить, это может привести к разрушению всего блока цилиндров. Вот тут-то и понадобится его капитальный ремонт.
Как лечить российские двигатели
Каждый из российских автомобилей имеет свои особенности при подобном ремонте. Более всего неудобен "Москвич" (в силу своих конструктивных особенностей), поэтому и его ремонт стоит на 1—2 тысячи дороже, самый ремонтопригодный автомобиль — это "Волга".
Газовские моторы имеют на своем вооружении сменяемые гильзы (стаканы), поэтому ремонт сводится к простой замене износившихся гильз и поршневой группы.
Вазовские движки требуют большего внимания, так как и большинство иномарок не имеют сменных гильз, поэтому цилиндры нуждаются в расточке. Цилиндры растачиваются под увеличенный размер, куда потом и ставятся новые поршни и кольца большего размера. Станки под расточку есть далеко не в каждом сервисе, обычно их отдают для этой процедуры в механические мастерские.
При всех различиях ремонт автомобилей объединяет одна проблема: качество запчастей. Какой бы ни был мастер, его работа может оказаться по этой причине бессмысленной. Есть примеры, когда после капиталки моторы ходят по 200—300 тысяч км, а бывает, возвращаются и через 20 тысяч для нового ремонта.
На что жалуются автослесари
В последнее время автослесари жалуются на кольца заволжского производства, хотя, скорее всего, это образцы подделок, у которых размеры не соответствуют параметрам, материал ниже всякой критики.
Неплохо пока зарекомендовал себя аналогичный ассортимент под маркой СМ.
В любом случае лучше довериться мнению автомастера, где и что лучше приобрести. Как правило, есть определенные магазины, с которыми они постоянно имеют дело.
Для иномарок поршневые кольца можно подобрать и от других моделей. В таких случаях желательно, чтобы двигатель, кольца от которого использовались, имел примерно те же основные параметры, что и двигатель, на который эти кольца установлены. Речь идет в первую очередь об удельной (так называемой литровой) мощности и максимальной частоте вращения, определяющих степень форсирования двигателя.
Очевидно, кольца от тихоходного мотора выпуска 20—30 летней давности вряд ли подойдут к современному многоклапанному двигателю с наддувом — не те окажутся материалы и покрытия, да и требования к геометрии колец могут быть разными. Так что эти факторы следует учитывать при подборе колец, когда нет точных каталожных данных по их материалу и покрытию. Но в любом случае кольца от более новых моделей при соответствии размеров подойдут к более старым.
Если найденные кольца удовлетворяют всем перечисленным выше условиям, ходить они будут ничуть не меньше штатных. Иногда подобные способы замены позволяют не только подобрать "дефицитные" кольца, но и заметно сэкономить, используя более дешевые аналоги (конечно, речь не идет о продукции сомнительного происхождения).
Также количество вариантов может быть существенно (в несколько раз) увеличено, если есть возможность доработки колец шлифованием их торцов. Стоимость капитального ремонта жигулевского двигателя облегчит ваш карман на 10—12 тысяч рублей вместе с запчастями. Обычно сюда входит и ремонт сцепления. Из них 4,5 тысячи — это стоимость работы, остальное — комплектующие.
Можно избежать ремонта, если...
Избежать необходимости ремонта невозможно, можно только оттянуть время его, соблюдая простые, но важные условия.
1. Не экономьте на моторном масле. Сейчас в продаже есть недорогие, но вполне качественные масла ("Титан", "Зик" и др.)
2. Не перегревайте двигатель.
3. Не изображайте из себя Шумахера. Работа на износ идет во вред мотору и, как правило, приводит к его перегреву.