Байкальские суда спасают себя сами

Ежегодно на Байкале гибнет около двухсот человек

В среднем на Байкале ежегодно погибают 180 человек. Но это официальные цифры. Каждый раз после сильного шторма на водной глади озера можно увидеть не одну перевернутую лодку. Сколько людей было в этих суденышках и куда они подевались, никто может никогда и не узнать. Тем более если это были дикие туристы, прибывшие из других городов или даже стран и забывшие сообщить куда следует о своем путешествии.
Охватить всю акваторию озера Байкал спасательные катера не в состоянии — расстояния не позволяют. Целесообразнее бывает вызвать вертолет из Иркутска. В прошлом году вертолет вылетал на спасение людей семь раз, в этом — два.
А бывает еще и так: судно терпит бедствие, но никто ему не поможет, потому что сигнал SOS послать нельзя — система не отработана.
По словам Александра Степанова, начальника Байкальского поисково-спасательного отряда, в настоящее время на Байкале нет системы подачи сигнала бедствия, каждый судовладелец решает эту проблему по-своему.
Однако сотрудники МЧС решили это дело исправить и принялись опробировать информационно-навигационную систему "Луч". На диспетчерских пунктах МЧС она уже установлена, осталось дело за судовладельцами.
Александр Ильич говорит, что если на катерах будет стоять комплект "Луч", то они всегда будут находиться в поле зрения спасателей, то есть будут видны на мониторах.
В прошлом году на Байкале терпело бедствие около 50 судов. На диспетчерские пункты сигналы поступали, но не так, как в кино. В основном это были звонки по телефону.
А совсем недавно судно с иностранцами на борту потеряло ход посреди Славного моря. Зарубежных гостей эвакуировали, но, прежде чем это произошло, туристы успели переволноваться.
Один из капитанов, проработавших на Байкале всю свою сознательную жизнь, заверил корреспондента "СМ Номер один", что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это как раз про байкальские катера.
Чтобы себя обезопасить, каждый судовладелец должен значительно потратиться. Получить разрешение на радиостанцию, купить ее, установить — это одно. Важно, чтобы с помощью нее можно было подать сигнал SOS и чтобы где-то кто-то его услышал.
Однако с этим и проблемы. По словам старого морского волка, за каждую навигацию пароходству нужно платить 15 тысяч рублей, и получается так, что многие судовладельцы радиостанции устанавливают и держат их на кораблях, что называется, "для мебели".
Потому что "фекалку" с подсланевыми сдать — 12 тысяч с "Ярославца", и эти деньги в основном все исправно платят: знают, что нельзя плевать в колодец, из которого пьешь. Но на большее разоряться не спешат.
Благо сейчас разрешили использовать вместо радиостанций спутниковые телефоны. Хотя последние удовольствие тоже весьма накладное, большинство стало отдавать предпочтение именно этому виду связи.
Но есть капитаны, которые выходят в море, не имея ни радиостанций, ни телефонов. В случае аварии такие рисковые товарищи прибегают к разным способам привлечения внимания: зажигают факелы, пускают сигнальные ракеты, мигают огнями, машут флажками и просто гудят.
Устанавливать радиостанции судовладельцы не стремятся не только по причине скаредности. Многие уверены, что посылай сигналы — не посылай, пароходство все-равно на помощь не придет: не станет судно преодолевать 500 километров, чтобы кого-то посередь Байкала ремонтировать. Да может и не успеть на такое-то расстояние. Поэтому лучше, считают капитаны, сигнализировать тому, кто ближе. Каждое судно, услышав или увидев сигнал, обязано подойти.
А вот если шторм — пиши пропало. Никто не подойдет: другого спасать — себя губить. В этом случае действительно спасение утопающих — дело рук самих утопающих: плот на воду, и вперед. С плота кто-нибудь да подберет.