У бывших наркоманов прошел выпускной бал

Из реабилитационного центра "Воля" в свободную жизнь вышло еще четыре спасенных человека

Наркореабилитационный центр "Воля" располагается на территории бывшего пионерлагеря "Иркут", неподалеку от поселка Искра. Вторую жизнь заброшенному пионерлагерю дали в 1998 году матери, чьи дети стали наркоманами.

Земля и "Воля" по-иркутски
Программа реабилитации наркоманов, по словам Сергея Владимирова, главного специалиста центра, ныне имеющего статус областного госучреждения, была позаимствована у поляков.
— Правда, польскую программу пришлось адаптировать под наши сибирские условия и менталитет, хотя там она была обкатана на протяжении примерно лет 20—25, — рассказывает Сергей. — У нас предполагается не только пассивное потребление каких-то благ, но и созидательный труд на благо всех членов центра.
Главное же в работе центра — это психокоррекция. В центре с подопечными ведутся беседы на уровне психологов, но никаких радикальных мер не принимается. При желании воспитуемый может оставить центр и уехать. Главное здесь — желание самого человека избавиться от наркозависимости.
Сегодня в центре проходит реабилитацию тридцать один человек, четверо из которых — девушки. Прием желающих излечиться от наркомании первоначально проводится в иркутском офисе. Если собеседование пройдено, то человек направляется в одну из больниц для снятия физической зависимости.
За шесть лет в центре выработался свой график жизни, который постоянно стабилен. Все расписано по часам и минутам. Первое время особое внимание уделяется личной гигиене, месяц-полтора дается человеку на адаптацию. Затем в течение трех месяцев воспитанники центра загружаются общественно полезными работами, которые начинаются утром и заканчиваются в шесть часов вечера. Работы самые разнообразные — от подсобного хозяйства до ремонта и строительства. Обслуживающего персонала в центре нет, да он, по словам самих воспитанников, и не нужен.
По истечении трех месяце человек получает возможность ездить по своим делам в город с так называемой обставой, то есть еще с одним воспитанником. Делается это в основном для налаживания связей с родителями. Ведь у многих она если и не утеряна, то находится не в лучшем состоянии. И соответственно у родителей появляется возможность в выходные приезжать к детям в гости.
Нашему наркоману Испания не указ
31-летний Эрик учился в школе N 73. После окончания лесотехникума работал с отцом. Бизнес, по словам Эрика, был успешный.
— В 1993 году стало модным принимать героин — и пошло-поехало. Родители несколько раз клали меня в больницы, но, выходя оттуда, я снова принимался за свое. 1998 году даже отправили лечиться в Испанию. Полтора года я там пробыл, но их протестантские проповеди не тронули мое сердце.
Родительское терпение лопнуло после того, как я украл у них 200 тысяч рублей. На часть этих денег я купил машину и с дружками поехали гастролировать по стране. В Красноярске нас взяли на очередном грабеже и посадили в тюрьму. И я понял, что в дальнейшем меня в лучшем случае ожидает могила, в худшем — тюремная жизнь. Третьего, как говорится, не дано.
Метод погружения как средство спасения
Вика, 22 года, лечиться в Иркутск приехала из Улан-Удэ:
— Я наркоманка с четырехлетним стажем. Что толкнуло на этот скользкий путь? Был у меня друг, который стал наркоманом. Вот я и решила спасать его. Думала, что погружусь в эту пучину и смогу его за собой вытащить. Очень самоуверенной была. Думала: они-то наркоманы, а я — ради дела. Уколюсь разок-другой и завяжу. Но оказалось, что и его не спасла, и себя погубила.
Очнулась как-то в каком-то притоне вся исколотая, живого места нет. И тут мне как бы кто то-то сверху говорит: завязывай, иначе конец. После выпуска в Улан-Удэ я не поеду. Иркутск мне больше нравится. Буду поступать здесь в институт. Да и к центру, и к ребятам, с которыми подружились, ближе.
Есть среди выпускников центра и такие, кто, познакомившись здесь, затем создали семьи.
— Мне 26 лет (представилась Аней. — Прим. авт.), из которых шесть лет я наркоманила. Как-то встретила знакомого, который выпустился из этого центра, и поразилась. Я ведь хорошо знала, каким опустившимся он был. Меня поразило, каким он стал! Захотелось и самой завязать. Центр закончила два года назад, и все это время живу прекрасной трезвой жизнью. Более того, со своим мужем я познакомилась именно здесь, и год назад у нас родились близняшки — два мальчика.