Строители БАМа падают в голодные обмороки

Уже месяц в Северомуйске продолжается голодовка строителей БАМа. Они требуют переселить их на Большую землю

В декабре прошлого года с большой помпой открылось движение по самому протяженному в России Северомуйскому тоннелю БАМа. На торжественном мероприятии присутствовали президент Бурятии Леонид Потапов, полномочный представитель Президента по Сибирскому федеральному округу Леонид Драчевский, президент ОАО РЖД Геннадий Фадеев. Говорились красивые речи о великом прошлом и будущем БАМа, награждались строители тоннеля. Спустя семь месяцев, накануне 30-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали, те же самые строители начали бессрочную голодовку...

Голодовка началась месяц назад, 7 июня. Участники акции по двадцать лет проработали на БАМе. На комсомольской стройке прошла вся молодость. Вчерашние бамовцы, а теперь пенсионеры откликнулись на призыв партии, надеялись заработать денег и получить квартиры. Но получили лишь медали и ордена, пенсию в 2200 рублей и комнаты в гнилых, списанных уже бараках.
Поселок Тоннельный, жители которого устроили голодовку, ровняют с землей. Очевидцы утверждают, что бульдозеры, которые рушили населенный пункт, охраняли автоматчики. Люди не давали свое жилье под снос, митинговали и пикетировали органы власти. Теперь в Тоннельном несколько полуразрушенных бараков, закрытая школа. Груды железа остались от котельной, в то время как зима здесь начинается уже в сентябре. Тоннельный, где сейчас проживает около сотни семей, остался без транспортного сообщения и коммуникаций. Ближайшая больница — за десятки километров отсюда.
Глава местной администрации отказывается комментировать происходящее. Районные власти за сто километров, в Таксимо. Республиканские руководители еще дальше. Только помощник прокурора приезжал лично. Упрашивал закончить акцию протеста.
Джульетта Григорян уже 21 год работает в БАМтоннельстрое. Сейчас она участвует в голодовке. В беседе с журналистами особенно не стесняется: "Какие деньги грохнули на открытие Северомуйского тоннеля, который мы строили! Дорогущий памятник, салюты, фейерверки и прочее. Кому был нужен этот праздник? Никакие нам праздники не нужны. Дали бы людям деньги на жилье — они бы разъехались! А то что предлагают? 5 млн рублей выделили на то, чтобы старые бараки здесь же отремонтировать. Зачем нам этот ремонт нужен — в щитовых домах, которые уже давно списаны?"
Голодовка для людей не проходит даром. Одну из голодающих отправили в Северобайкальск. Ее состояние резко ухудшилось и потребовалась квалифицированная медицинская помощь, которой в Северомуйске нет. Не хватает некоторых лекарств даже на то, чтобы в случае критической ситуации помочь голодающим. Хотя мужчины еще держатся, женщины уже падают в обморок. Доктора заставили участников акции для поддержания сил пить чай с сахаром. Тех, кому совсем плохо, скорая помощь на время отвозит в больницу. После курса поддерживающей терапии участники голодовки возвращаются в здание Северомуйского поселкового совета и продолжают акцию протеста.
Великому подвигу мысли и рук человеческих, создавших Северомуйский тоннель, в таежной глуши построили величественный памятник. Бамовцы к нему не приходят. Потому что у них свой — он расположен на одной из трасс, затерявшихся в вечной мерзлоте: чучело тоннельщика с флажком в руках стоит на обочине.