Хакер на вольных хлебах

Для многих компьютер уже является основным орудием производства и в то же время неплохим средством для развлечения. Снижение цен, продажа в кредит еще больше способствуют приобретению гражданами этой полезной техники. При этом весь компьютерный люд четко делится на пользователей (чайников) и хакеров, которые не только ломают защиту в банках, но и готовы помочь в разрешении проблем, возникающих с вашим "персональным" другом. Спрос рождает предложение, так и с увеличением числа компьютеров растет необходимость в специалистах по их обслуживанию и ремонту. Мой собеседник — иркутянин Андрей — специалист по ремонту и обслуживанию персональных компьютеров.

Все опытные программисты когда-то начинали с "Электроники"
Андрей родом из Улан-Удэ, в Иркутске учился в ИВВАТУ, которое и закончил, получив профессию инженера-электрика авиационного оборудования. Интерес к компьютерам появился еще в старших классах школы на уроках информатики. Правда, назвать компьютерами те "Электроники", загружавшиеся с магнитофона, сейчас можно с трудом. На третьем курсе, в 1997 году, с "сожителями" по комнате в общежитии в складчину купили "Пентиум-166". Один из преподавателей, которого тепло вспоминает Андрей сегодня, сказал ему, что знаменитого хакера из него, наверно, не получится, вот опытный пользователь-настройщик (системный администратор. — Прим. авт.) — пожалуй.
Как-то Андрею, уже военному служащему, предложили подработать в фирме, которая занималась ремонтом телефонов и компьютерной техники. Поработал немного и подал рапорт на увольнение с основного места работы, став постоянным сотрудником в той фирме. Так и связал жизнь с компьютерами. Но фирма потом прекратила свое существование, и Андрей стал работать частным образом.
Для расширения круга клиентов стал давать объявления в газеты бесплатных объявлений. И дело пошло.
Что остается на долю частника
Есть большие специализированные конторы по продаже, обслуживанию и ремонту компьютерной техники. Названия этих фирм у всех на слуху. По существу эти фирмы — не конкуренты частникам; более того, им даже выгодна деятельность программистов-одиночек. Работа специализированных фирм в основном нацелена на продажу и гарантийное обслуживание, остальные "мелочи" они оставляют на долю частников.
К примеру, на жесткие диски новых компьютеров обычно закачивается общая болванка (заливка), но ведь железо (комплектующие) бывает разное, и некоторые программы и драйверы могут работать некорректно. Вызов же частника позволяет индивидуально подойти к рабочей станции, да к тому же получить попутно ряд полезных советов. В целом в вопросе качества работы разницы нет, просто частники намного ближе к клиенту.
Из чего складывается заработок
Вызовы бывают по разным причинам. В основном это консультации и помощь при покупке компьютерной техники, настройка, загрузка нового программного обеспечения.
— Хорошо и выгодно работать с начинающими пользователями: в силу недостатка опыта у них часто возникают проблемы, — смеется Андрей. — Был у меня клиент из Усолья, у которого произошел просто анекдотический случай. Звонит мне: не загружается Windows, приезжай помоги. Приехал. Переустановил систему, проверили, все в норме и уезжаю. Через пару дней снова звонит и жалуется на ту же проблему. Вновь провели процедуру, все в порядке. И представляете, снова через пару дней та же проблема, просто мистика какая-то. Выясняю поподробнее, что он делал с компом. Оказывается, какой-то "знаток" объяснил ему, что на диске С не должно быть более четырех папок, иначе он переполнится. Согласно этому совету мой знакомый удалял "лишнее" с него, вместе с собственными файлами прихватывая по пути и часть рабочих. Естественно, Windows и не запускался — ну сами попробуйте доить корову без рук.
Немалая часть прибыли складывается из работы по лечению пораженных вирусами станций. Например, в конце зимы в массовом порядке распространялся через Интернет "интеллигентный" вирус. В возникающем внезапно окошечке появлялось предупреждение, что через минуту работа будет прекращена, сверните программы. И действительно — она прекращалась. Словом, изобретатели вирусов помогают зарабатывать деньги своим же коллегам-программистам.
Стабильный заработок приносит обслуживание постоянных клиентов больших фирм. Это и установка нового оборудования, и работа по поддержанию сети, и программная поддержка.
Начинающий, не имеющий наработанного круга клиентов, без большего напряжения может заработать тысяч пять. Через полгода-год при хороших обстоятельствах 10—15 тысяч рублей в месяц гарантированы.
Наказ начинающим

  1. Клиент всегда прав, какой бы он ни был.
    Несмотря на то что речь идет о высоких технологиях, это все же работа в сфере услуг. А поэтому требуется быть еще и психологом. Клиент должен остаться довольным, тогда он еще вспомнит о вас.
  2. Начинающий системщик должен учиться мягко, но настойчиво настаивать на своем.
    К примеру, если вы считаете антивирусную программу Нортона интереснее и лучше, чем у Касперского, следует советовать использовать именно ее, предварительно это обосновав.
  3. Если замечаете, что любопытство клиента выходит за рамки бесплатных консультаций, попросите отложить разговор до завершения работы по конкретной проблеме, после чего можете вернуться к разговору, указав, что это уже дополнительная консультация.
  4. Необходимо всегда иметь максимально возможный набор установочных дисков с программами и драйверами. Это уже примета профессионала.
  5. Хорошо иметь наставника, к которому можно обратиться, если встретится сложная проблема, и которому можно позвонить в случае необходимости проконсультироваться.
  6. Обнаружив неисправность, которая ликвидируется в течение двух минут, не делайте умный вид, и не разводите его на деньги. Наоборот, память о "бессребренике" поможет вам получить постоянного клиента.

Советы пользователям персонального компьютера

  1. Одной из самых чреватых поломок, когда мастера вызывать придется, может стать выход из строя вентилятора блока питания. Оставшись без обдува, блок питания нагревается и отказывается работать. Зачастую — с пиковым (высоким) напряжением, которое "прилетает" на остальные комплектующие. В результате — сгорание всей станции. Чтобы этого не случилось, снимайте его иногда. Разберите, это не сложно, и капните немного силиконовой смазки.
  2. Не пренебрегайте профилактикой. Компьютер — это прекрасный пылесборник, а пыль может стать причиной всевозможных неисправностей и поломок. Раз в год (а на производстве раз в полгода) не поленитесь снять крышку и пропылесосить весь компьютер. Не забудьте перед этим отключить его от электричества.

С чего начать
Главное — иметь знания, а без компьютера на первых порах можно обойтись. Вряд ли вас вызовут в фирму, где необходимо установить какие-то редкие профессиональные программы, для этого у них есть свои системные администраторы. В основном по вызовам приходится устанавливать стандартное обеспечение и оборудование, которое вы должны знать назубок.
Сейчас, учитывая, что появилась форма продажи в кредит, можно приобрести средний компьютер, просто постепенно модернизируя его. Заработок поможет рассчитаться за него.
Необходимая вещь — средства связи. Домочадцы в качестве диспетчеров не подходят, ведь для них придется ограничивать длительность личных разговоров: потенциальный клиент, позвонив и не услышав ответа, может и не перезвонить, предложений от конкурентов хватает.
Использование услуг чужого диспетчера также имеет негативные стороны — ему надо платить, к тому же он должен быть специалистом в этой сфере, иначе изначально будет создаваться плохое впечатление. Самое дешевое средство связи, по которому вас легко найти, это пейджер: перезвонить клиенту можно с любого телефона. Стоит он 300—1000 рублей, абонентская плата 200 рублей. Если позволяют средства, то, конечно, лучше иметь мобильный телефон.
Для свободы передвижения по вызовам машина не обязательное условие. С клиентом можно договориться о встрече с учетом дороги, ведь моментальные вызовы обычно приходят от организаций, а их не так много. Если нет своего транспорта, можно обойтись проездным на все виды транспорта и на всякий случай иметь немного денег на маршрутку.
Проще работать как ЧП — легче с отчетностью. Регистрацию и счет в банке необходимо иметь для работы с организациями, многие не могут или не хотят платить наличными, а проблемы у них возникают часто. Хотя с ними можно работать и как приходящий системщик по звонку, на ставке. Некоторым частным клиенты спокойнее, когда видят бумаги с печатью.
Начинающим бывалые советуют не спешить с регистрацией ЧП, желательно купить пейджер и попробовать поработать два-три месяца. О рекламе можно сказать, что ограничиваться одной газетой для размещения объявлений глупо. У каждой газеты есть свои потребители. Информация в трех газетах бесплатных объявлений обойдется примерно в 200 рублей в неделю (800 — в месяц).
Общие расходы в месяц на начальном этапе:

  • абонентная плата за пейджер — 200 рублей
  • объявления — 800 рублей
  • проездной билет — 350 рублей
  • приобретение минимума дисков (в магазине) — 1000—2000 рублей