Хакер на вольных хлебах
Для многих компьютер уже является основным орудием производства и в то же время неплохим средством для развлечения. Снижение цен, продажа в кредит еще больше способствуют приобретению гражданами этой полезной техники. При этом весь компьютерный люд четко делится на пользователей (чайников) и хакеров, которые не только ломают защиту в банках, но и готовы помочь в разрешении проблем, возникающих с вашим "персональным" другом. Спрос рождает предложение, так и с увеличением числа компьютеров растет необходимость в специалистах по их обслуживанию и ремонту. Мой собеседник — иркутянин Андрей — специалист по ремонту и обслуживанию персональных компьютеров.
Все опытные программисты когда-то начинали с "Электроники"
Андрей родом из Улан-Удэ, в Иркутске учился в ИВВАТУ, которое и закончил, получив профессию инженера-электрика авиационного оборудования. Интерес к компьютерам появился еще в старших классах школы на уроках информатики. Правда, назвать компьютерами те "Электроники", загружавшиеся с магнитофона, сейчас можно с трудом. На третьем курсе, в 1997 году, с "сожителями" по комнате в общежитии в складчину купили "Пентиум-166". Один из преподавателей, которого тепло вспоминает Андрей сегодня, сказал ему, что знаменитого хакера из него, наверно, не получится, вот опытный пользователь-настройщик (системный администратор. — Прим. авт.) — пожалуй.
Как-то Андрею, уже военному служащему, предложили подработать в фирме, которая занималась ремонтом телефонов и компьютерной техники. Поработал немного и подал рапорт на увольнение с основного места работы, став постоянным сотрудником в той фирме. Так и связал жизнь с компьютерами. Но фирма потом прекратила свое существование, и Андрей стал работать частным образом.
Для расширения круга клиентов стал давать объявления в газеты бесплатных объявлений. И дело пошло.
Что остается на долю частника
Есть большие специализированные конторы по продаже, обслуживанию и ремонту компьютерной техники. Названия этих фирм у всех на слуху. По существу эти фирмы — не конкуренты частникам; более того, им даже выгодна деятельность программистов-одиночек. Работа специализированных фирм в основном нацелена на продажу и гарантийное обслуживание, остальные "мелочи" они оставляют на долю частников.
К примеру, на жесткие диски новых компьютеров обычно закачивается общая болванка (заливка), но ведь железо (комплектующие) бывает разное, и некоторые программы и драйверы могут работать некорректно. Вызов же частника позволяет индивидуально подойти к рабочей станции, да к тому же получить попутно ряд полезных советов. В целом в вопросе качества работы разницы нет, просто частники намного ближе к клиенту.
Из чего складывается заработок
Вызовы бывают по разным причинам. В основном это консультации и помощь при покупке компьютерной техники, настройка, загрузка нового программного обеспечения.
— Хорошо и выгодно работать с начинающими пользователями: в силу недостатка опыта у них часто возникают проблемы, — смеется Андрей. — Был у меня клиент из Усолья, у которого произошел просто анекдотический случай. Звонит мне: не загружается Windows, приезжай помоги. Приехал. Переустановил систему, проверили, все в норме и уезжаю. Через пару дней снова звонит и жалуется на ту же проблему. Вновь провели процедуру, все в порядке. И представляете, снова через пару дней та же проблема, просто мистика какая-то. Выясняю поподробнее, что он делал с компом. Оказывается, какой-то "знаток" объяснил ему, что на диске С не должно быть более четырех папок, иначе он переполнится. Согласно этому совету мой знакомый удалял "лишнее" с него, вместе с собственными файлами прихватывая по пути и часть рабочих. Естественно, Windows и не запускался — ну сами попробуйте доить корову без рук.
Немалая часть прибыли складывается из работы по лечению пораженных вирусами станций. Например, в конце зимы в массовом порядке распространялся через Интернет "интеллигентный" вирус. В возникающем внезапно окошечке появлялось предупреждение, что через минуту работа будет прекращена, сверните программы. И действительно — она прекращалась. Словом, изобретатели вирусов помогают зарабатывать деньги своим же коллегам-программистам.
Стабильный заработок приносит обслуживание постоянных клиентов больших фирм. Это и установка нового оборудования, и работа по поддержанию сети, и программная поддержка.
Начинающий, не имеющий наработанного круга клиентов, без большего напряжения может заработать тысяч пять. Через полгода-год при хороших обстоятельствах 10—15 тысяч рублей в месяц гарантированы.
Наказ начинающим
- Клиент всегда прав, какой бы он ни был.
Несмотря на то что речь идет о высоких технологиях, это все же работа в сфере услуг. А поэтому требуется быть еще и психологом. Клиент должен остаться довольным, тогда он еще вспомнит о вас. - Начинающий системщик должен учиться мягко, но настойчиво настаивать на своем.
К примеру, если вы считаете антивирусную программу Нортона интереснее и лучше, чем у Касперского, следует советовать использовать именно ее, предварительно это обосновав. - Если замечаете, что любопытство клиента выходит за рамки бесплатных консультаций, попросите отложить разговор до завершения работы по конкретной проблеме, после чего можете вернуться к разговору, указав, что это уже дополнительная консультация.
- Необходимо всегда иметь максимально возможный набор установочных дисков с программами и драйверами. Это уже примета профессионала.
- Хорошо иметь наставника, к которому можно обратиться, если встретится сложная проблема, и которому можно позвонить в случае необходимости проконсультироваться.
- Обнаружив неисправность, которая ликвидируется в течение двух минут, не делайте умный вид, и не разводите его на деньги. Наоборот, память о "бессребренике" поможет вам получить постоянного клиента.
Советы пользователям персонального компьютера
- Одной из самых чреватых поломок, когда мастера вызывать придется, может стать выход из строя вентилятора блока питания. Оставшись без обдува, блок питания нагревается и отказывается работать. Зачастую — с пиковым (высоким) напряжением, которое "прилетает" на остальные комплектующие. В результате — сгорание всей станции. Чтобы этого не случилось, снимайте его иногда. Разберите, это не сложно, и капните немного силиконовой смазки.
- Не пренебрегайте профилактикой. Компьютер — это прекрасный пылесборник, а пыль может стать причиной всевозможных неисправностей и поломок. Раз в год (а на производстве раз в полгода) не поленитесь снять крышку и пропылесосить весь компьютер. Не забудьте перед этим отключить его от электричества.
С чего начать
Главное — иметь знания, а без компьютера на первых порах можно обойтись. Вряд ли вас вызовут в фирму, где необходимо установить какие-то редкие профессиональные программы, для этого у них есть свои системные администраторы. В основном по вызовам приходится устанавливать стандартное обеспечение и оборудование, которое вы должны знать назубок.
Сейчас, учитывая, что появилась форма продажи в кредит, можно приобрести средний компьютер, просто постепенно модернизируя его. Заработок поможет рассчитаться за него.
Необходимая вещь — средства связи. Домочадцы в качестве диспетчеров не подходят, ведь для них придется ограничивать длительность личных разговоров: потенциальный клиент, позвонив и не услышав ответа, может и не перезвонить, предложений от конкурентов хватает.
Использование услуг чужого диспетчера также имеет негативные стороны — ему надо платить, к тому же он должен быть специалистом в этой сфере, иначе изначально будет создаваться плохое впечатление. Самое дешевое средство связи, по которому вас легко найти, это пейджер: перезвонить клиенту можно с любого телефона. Стоит он 300—1000 рублей, абонентская плата 200 рублей. Если позволяют средства, то, конечно, лучше иметь мобильный телефон.
Для свободы передвижения по вызовам машина не обязательное условие. С клиентом можно договориться о встрече с учетом дороги, ведь моментальные вызовы обычно приходят от организаций, а их не так много. Если нет своего транспорта, можно обойтись проездным на все виды транспорта и на всякий случай иметь немного денег на маршрутку.
Проще работать как ЧП — легче с отчетностью. Регистрацию и счет в банке необходимо иметь для работы с организациями, многие не могут или не хотят платить наличными, а проблемы у них возникают часто. Хотя с ними можно работать и как приходящий системщик по звонку, на ставке. Некоторым частным клиенты спокойнее, когда видят бумаги с печатью.
Начинающим бывалые советуют не спешить с регистрацией ЧП, желательно купить пейджер и попробовать поработать два-три месяца. О рекламе можно сказать, что ограничиваться одной газетой для размещения объявлений глупо. У каждой газеты есть свои потребители. Информация в трех газетах бесплатных объявлений обойдется примерно в 200 рублей в неделю (800 — в месяц).
Общие расходы в месяц на начальном этапе:
- абонентная плата за пейджер — 200 рублей
- объявления — 800 рублей
- проездной билет — 350 рублей
- приобретение минимума дисков (в магазине) — 1000—2000 рублей