Неправильные поломки правильных иномарок

Причины большинства неисправностей японских автомобилей — незнание их владельцами простейших вещей

Прошло более десяти лет с той поры, как иркутяне смогли в полной мере вкусить плоды японской автопромышленности. Ушли в прошлое страхи перед возможными ремонтами и отсутствием запчастей, другие страшилки. И даже драконовские меры по ограничению ввоза иномарок б/у не отбили тягу к хорошим автомобилям. Конечно, различные справочники по ремонту иномарок, большая часть из которых переводные издания, исполнили свою основную функцию: ознакомить с общим устройством, панелью приборов и правилами пользования, но основной опыт ремонта мелких неисправностей иркутянам пришлось набирать на личных примерах.

Что на панели?
Новоявленным специалистам — и автолюбителям-частникам, и автослесарям — приходилось многое постигать своим умом, разбирая детали чуть ли не на коленке. Десять лет срок немалый — накоплен реальный опыт, а также методики определения неисправностей и их устранения. Есть о чем поделиться с автовладельцами, особенно что касается самодиагностики и мелкого ремонта машин.
Мысли обобщить полученные знания в виде отдельного издания появились у Ильи, хозяина иркутского автосервиса по улице Советской. А пока справочник по ремонту иномарок еще в задумке, он решил поделиться с читателями "СМ Номер один" своими знаниями по ремонту иномарок, утверждая, что в основном неприятности с машиной происходят из-за отсутствия элементарных знаний устройства автомобиля у его владельца.
Один из самых казусных случаев в сервисе Ильи был, когда к специалистам обратился владелец новой "Тойоты" с жалобой на странное поведение фар: то горит ближний и не работает дальний свет, то наоборот. Стали разбираться. И что получается: у переключателя света есть четыре положения ("Выключено", "Габариты", "Ближний свет" и "Автоматический выбор"), и процессор сам решает, какому свету когда гореть. Владелец этого не знал и удивлялся поведению машины.
Предохранитель — залог здоровья
Многие не обращают внимания на состояние предохранителей, которые по сути отвечают за нормальную работу автомобиля. Они тоже бывают некачественными, и определить это легко: ножки не должны легко гнуться рукой, как иногда бывает. Плохие предохранители имеют свое внутреннее сопротивление, отчего начинают греться и плавиться, выходят из строя сами и портят гнездо, что, в свою очередь, чревато плохим контактом при установке нового. А это может привести к сгоранию проводки.
На практике столкнувшись с проблемой, после проверки аккумулятора следует проверить блоки предохранителей. Был случай: приехал из Братска водитель с подозрением на неисправный генератор, перед этим успев посадить родной и купить новый аккумулятор. Посмотрели: так и есть, сгорел предохранитель от приборной доски, поставили новый — и проблемы нет.
Банально, но не забывайте проверять контакты клемм не только аккумулятора, но и везде, где это можно. Не заводился как-то довольно свежий "Круизер". До того как машину отдать в сервис, вроде бы все проверили. В чем причина — непонятно. Специалисты повозились с ним и выяснили: плохой контакт под хорошо затянутой (на первый взгляд) шайбой.
Проверь себя сам
В большинстве случаев неисправность можно определить при помощи самодиагностики, без наличия диагностического оборудования, надо только иметь таблицу кодов. Путем замыкания определенных контактов можно выяснить причины возможных неисправностей.
Только не у всех автомобилей эту процедуру удобно проводить самому. Самая приспособленная — "Тойота", имеющая хороший диагностический разъем; у "Ниссан", например, придется разобрать часть "бороды". Кстати, точно так же и у наших "Жигулей" и "Волг" с впрысковыми двигателями.
Провести диагностику жигуленка можно только при наличии оборудования (диагностические приборы продаются в автомагазинах); у "Волги", как у "Тойоты", можно воспользоваться самодиагностикой без приборов. Правда, процессор у продукции ГАЗа непредсказуемый, зачастую выдает картину, далекую от действительности.
Процесс мелкого ремонта и обнаружения неисправностей несложен — при наличии толкового пособия. Поэтому и крутится идея насчет выпуска такого издания, чтобы автовладельцы могли сами исправлять простые поломки и не тратили время на поездки в автосервис. Причем мой собеседник Илья, владелец автосервиса, не боится остаться без работы: есть проблемы, которые может решить только квалифицированный мастер. К тому же для многих иномарок с 2000 года для самодиагностики требуется специальное оборудование.
Генератор и стартер
Основные поломки японских автомобилей — это выход из строя генератора и стартера.
У генератора "Тойоты" это чаще всего регулятор напряжения генератора, который приходится менять. Кстати, иногда можно поставить и агрегат российского производства. Если это произошло где-то за городом, не отчаивайтесь. Если сгорел он, то до дома все же можно добраться. В задней крышке генератора есть небольшое отверстие (оно там одно), куда можно вставить проволоку или тонкую отвертку, создав контакт между регулятором и крышкой генератора. Включите зажигание и по звуку работы двигателя или по потухшей сигнальной лампочке на щитке приборов можно определить, пошла зарядка или нет. Если есть, то это точно регулятор напряжения. Выждав 10—15 минут, уберите вставленный предмет и можете двигаться. Эту операцию можно повторять несколько раз.
У стартеров часто стираются щетки, и из-за конструктивной особенности он не работает. Бывает, грешат на втягивающее реле, но это можно проверить таким образом. Возьмите молоток или что-то подобное и слегка обстучите стартер со всех сторон. Поистертые щетки подвинутся, и контакт будет налажен. Правда, если это так, все же в ближайшее время стоит их заменить, не надеясь на молоток надолго. Плохой контакт щеток и якоря приводит к искрению и возможному сгоранию последнего. Старайтесь приобретать щетки в известных магазинах и сохранять чеки. Бывали случаи, когда новые установленные щетки стирались за день-два.