Встать, суд в телевизоре!

Видеоконференции "осужденный — суд" начали применять в иркутском СИЗО-1

Рассмотрение кассационных жалоб на приговор суда отныне вовсе не повод для выезда осужденного из здания следственного изолятора. Судья, прокурор, адвокат и его подзащитный теперь будут общаться на расстоянии с помощью видеокамеры, телевизора и модема. Плюсы новшества, кажется, во всем: экономятся деньги, время, абсолютно исключен риск побега. Недовольны только заключенные: взывать о снисхождении им теперь придется не к человеку, а к бездушной технике.

В минувший вторник в СИЗО состоялся первый сеанс конференц-связи. Новую технику, которая отличается от видеотелефона добавлениями телевизора и факса (для оперативной переписки между участниками процесса), испытали на осужденном 51-летнем Сергее Непомнящих. 30 декабря 2003 года Ангарский городской суд приговорил его к шести годам и шести месяцам отбывания в колонии строгого режима за избиение человека со смертельным исходом. Убежденный в своей невиновности Непомнящих подал кассационную жалобу, которую рассмотрели за каких-то пару часов — гораздо быстрее, чем ожидал сам осужденный.
— Обычно на вывоз следственно-арестованного в суд тратится целый день, — рассказывает начальник режима изолятора Игорь Макеев. — Он должен пройти медосвидетельствование, ему выдают сухой паек, перед вывозом оформляется много документов, только с нашей стороны задействуется пять сотрудников, еще столько же милиционеров, которые осуществляют конвой.
Вместо всего этого Сергея Непомнящих всего лишь вывели из камеры и сопроводили в бывшее служебное помещение — здесь же, в режимном корпусе. Усадили на табурет, показали, где находится микрофон, и объяснили, что судью он увидит только на экране.
— Судьба человека решается, а меня по телевизору заставили выступать, — делится своими впечатлениями осужденный, пока судебная коллегия удалилась на совещание. — Дело-то серьезное, а тут то слышно судью, то не слышно...
Качеством звука остался недоволен и начальник отдела автоматизированной обработки информации и вычислительной техники СИЗО Алексей Малых, однако этот недочет он попросил считать временным и вполне исправимым. Далее Алексей Петорович сообщил, что для конференц-связи куплена самая стандартная аппаратура. За все удовольствие отдано порядка 300 000 рублей (расходы делили изолятор и судебный департамент, также заинтересованный в экономии времени судей).
— Пока особого экономического эффекта не наблюдается, но все это создано с расчетом на перспективу, — сообщил Алексей Малых. — Главная цель — связь с Верховным судом в Москве. Тогда действительно будут экономиться значительные средства. Ведь при этапировании спецпоездом на заключенного и конвоира тратится столько же денег, как на обычный железнодорожный билет.
Как заметил начальник режима СИЗО, в высшую судебную инстанцию апеллируют приговоренные к большим срокам (особенно к пожизненному заключению), все они требуют личного присутствия на рассмотрении дела.
Остается купить оптоволокно для связи с Красноярском (там телемост до столицы уже построен). Деньги немаленькие, поэтому начальник СИЗО-1 Борис Савельев не стал называть конкретные сроки, когда Верховный суд окажется на проводе в Иркутске:
— Пока мы сделали только пробный шаг. При том, что в Европейской части страны система конференц-связи уже активно применяется. Кстати, еще нигде осужденные не заявили о том, что их права нарушили, заменив очное общение с судом на видеоконференцию.
Вот только осужденный Сергей Непомнящих своего недовольства не скрывал. Судебная коллегия оставила приговор в силе, напомнив, что и это решение может быть обжаловано. Непомнящих обязательно воспользуется такой возможностью, причем будет настаивать на личном присутствии в зале суда.