Главарь руководил группировкой из стен изолятора

Банда Расходова грабила и убивала водителей на трассе М-53

На днях суд присяжных Иркутской области огласил первый со дня его создания обвинительный приговор по делу о бандитизме. Заседатели вынесли вердикт банде Расходова, которая несколько лет осуществляла поборы с транзитников на федеральной трассе М-53, грабила дальнобойщиков, разбойничала и убивала. Александр Расходов по кличке Дед, 40-летний лидер группировки, даже после ареста почти год руководил бандой по мобильному телефону из стен Иркутского следственного изолятора. Суд приговорил главаря к 14 годам лишения свободы, остальные участники банды получили от 10 до 21 года строгой изоляции от общества.

Смотрящий или самозванец?
Из справки-меморандума:
"За 2000—2001 годы на участке трассы М-53, находящемся на территории Усольского и Черемховского районов области, сложилась сложная оперативная обстановка. Резко участились случаи разбойных нападений на водителей, занятых в сфере междугородных грузоперевозок, а также перегонщиков транзитных машин из других регионов России. Проведенный анализ ряда преступлений на данном участке автодороги позволил выявить ряд особенностей и охарактеризовать признаки преступной деятельности, свойственные устойчивой вооруженной организованной преступной группе".
Перед судом присяжных предстали восемь человек, жителей Иркутска и Черемхово, из них двое — уроженцы Азербайджана. Хотя всех сообщников и пособников банды не вместила бы скамья подсудимых. Одних осудили ранее, другие пошли по делу в качестве свидетелей, еще один в розыске.
Временем создания банды следствие считает начало 2000 года. Тогда Александр Расходов (для своих Расход) и его друг Алексей Плакса познакомились с Михаилом Гридневым и Андреем Поповым, позднее в группировку был добровольно вовлечен Станислав Шенин. С Гридневым они вместе учились в ИВВАИУ, но оба были отчислены за неуспеваемость и нарушения дисциплины. Кандидатуры новых членов Расходов одобрил лично; со слов подсудимых, чужих, со стороны, он не брал. Оперативники уголовного розыска охарактеризовали его как самозванца, считая, что он сам назначил себя так называемым смотрящим за участком автодороги Иркутск — Тулун. Да и похищенные у водителей деньги, якобы предназначавшиеся в общак на нужды зоны, лидер группировки и его сообщники в основном тратили на героин (почти все члены банды страдали наркотической зависимостью).
Вот что еще рассказали о главаре сыщики. Выходец из черемховской глубинки, представитель храмцовской шпаны (так в 70-е годы в городе угольщиков называли местную группировку хулиганов), будущий главарь Саша Расходов с детства любил драться и верховодить. Проходя службу в армии, боксер-самоучка убил сослуживца, по приговору трибунала срок отбывал в Бозое, где и хапнул воровской романтики. После освобождения жил в Междуреченске, где уже тогда сколотил свою первую бригаду, с которой и гастролировал, грабил квартиры. Считает себя уголовным авторитетом и приверженцем старой воровской идеи так называемых синих (или татуированных) воров. Хотя, когда жил в Братске, вовсю якшался и с их оппонентами. Божился братве, что отстегивает деньги ментам, но как бы не наоборот. Короче, доигрался Расход с операми, сам себя перехитрил.
Пора шевелить трассу
Самый большой куш разбойники сорвали в апреле 2000 года, когда под угрозой обреза обобрали экспедиторов Томского электролампового завода, присвоив 190 тысяч рублей. Наиболее казусное преступление — ограбление летом того же года снабженцев Казачинско-Ленской исправительной колонии. Тогда в районе деревни Жмурово Черемховского района костяк недавно сформированной банды — Расходов, Плакса, Гриднев и Шенин, вооруженные обрезом и ножами, разгрузили КамАЗ с продуктами питания и спецодеждой, предназначавшимися для заключенных.
Осенью 2000-го Александр Расходов был арестован: во время очередной вылазки на трассе он откусил потерпевшему водителю ухо, за что был приговорен к пяти годам лишения свободы. Однако последователь Майка Тайсона не только не устранился от дел банды, но и продолжал руководить ею из-за решетки. Используя мобильный телефон, Дед подавал команды, когда опять "шевелить трассу", и получал свою долю с каждого налета.
В сплоченную и устойчивую бандгруппировку не внесли раскол и аресты активных членов Михаила Гриднева и Алексея Плаксы — на их место становились другие охотники за легкой добычей. В разное время в банду влились четверо азербайджанцев. Первым был Муслим Гусейнов, известный под кличками Ганс и Гасан. В поле зрения милиции он попал как участник криминальных разборок между азербайджанцами и чеченцами. Это было в январе 2000 года на Ново-Ленинском кладбище в Иркутске. Принимал участие в деятельности банды, но пошел по делу свидетелем, так как еще до суда получил за свои разбои 10 лет строгого режима. Выходил на большую дорогу и Фазил Мурадов, судимый за убийство. Находясь на подписке о невыезде, он ближе к оглашению приговора подался в бега и был объявлен в федеральный розыск. Именно он привел в банду своих земляков — Замика Мугумнова и Тейюба Мамедова. Последний какое-то время работал на родине, в Баку, участковым, затем пять лет служил ополченцем в годы Карабахского конфликта.
Через банду проходили и водители-частники, которых нанимали на один хлопок, и ряд эпизодических участников, которых брали для подстраховки. Один из них — конченый наркоман и воришка Андрей Билык. Когда его вызвали на допрос, развеселил всю следственную часть. Попросившись по нужде, он умудрился скрутить в туалете все водопроводные вентили. Позднее, уже на квартирных кражах, он заработал семь лет срока.
Всегда готовы
На трассе бандиты облюбовали несколько мест, где совершать нападение было наиболее удобно. Это заправки и кафе. Так, в районе автозаправочной станции у деревни Кочериково Усольского района лишились своей иномарки транзитники из Абакана, там же были совершены нападения на автофургоны МАЗ из Грузии и КамАЗ из Иркутска. Там несколько раз помимо излюбленного ножа Станислав Шенин использовал милицейскую форму — зимний бушлат и шапку с кокардой. Еще ряд налетов был осуществлен неподалеку от кафе "Березка" и закусочной "Шаман" на выезде из Черемхово. Здесь в разное время распрощались с наличностью транзитник из Новосибирска, перегонщики из Анапы и двое братчан-камазистов.
Такая обширная география потерпевших, естественно, сказалась и на сроках следствия. Обвинение представило в суде доказательства по меньшей мере десяти разбойных нападений, хотя, по мнению сыщиков, их было втрое больше.
В июле 2001 года участники банды совершили первое убийство. Около 5 утра (все нападения совершались на рассвете) Станислав Шенин и Андрей Попов напали на японский грузовичок, следовавший из Усть-Илимска в Ангарск. После того как обрез дал осечку, Попов оглушил водителя прикладом. Его сменщика Шенин (в банде ему дали кличку Боец) пять раз ударил жертву ножом в грудь. Тогда добычей убийцы стали всего 15 тысяч рублей.
Виктор Тумуров, начальник 7-го отдела УУР ГУВД области:
— Надо сказать, что это убийство не было случайным. У Замика Мугумова в суде была попытка убийства, но пистолет дал несколько осечек. Экспертиза оружия и патронов показала, что ствол исправен, но часто дает сбои. Плакса тоже стрелял по водителю КамАЗа, но промахнулся. Попов в упор расстреливал водителя и только после ряда осечек ударил его прикладом по голове. Так что на мокруху они были готовы всегда, да и оружия хватало. Только из изъятого — три обреза, пистолет ТТ и пистолет чеченской сборки. Была информация, что у банды на вооружении есть старый дисковый автомат ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) военного образца, но потерпевших от него не было, показаний внятных тоже. Потом его "догнали" в Черемхове руоповцы, но по делу он уже не шел.
"Лучше я повешусь"
Хитрый и самоуверенный главарь группировки Александр Расходов до последнего дня не верил, что правоохранительным органам удастся доказать его лидирующую роль в банде и подтвердить факты руководства ею из мест лишения свободы.
Из послания на волю:
"Меня грузят по полной программе. Что я со своими эпизодами буду вливаться в их замороженную банду, да еще лидером? Вот если я загребся, я один и везу. И никого не беру, не цепляю. Ну зачем они мне нужны? Они тоже брюки носят. Что, не достойны, что ли? Пусть свое вывозят. Пусть находят себе главаря, цепляют 209-ю и прут. На фиг я к ним должен заходить? Я свое загреб. Лучше я повешусь. И пошло оно все. Хотя сокамерники не дадут. Можно уйти на золотой. Напиться и взять героина. Вот что я, наверно, и сделаю в скором времени. Надоела мне вся эта жизнь".
К концу 2001 года сыщики угрозыска задержали всех членов банды, и в большинстве своем они охотно давали показания. Так что весной 2003-го расследование уголовного дела N 70386 было закончено. Из областной прокуратуры его направили в суд уже в виде десяти объемных томов. Подсудимые сами выбрали для рассмотрения суд присяжных, и дело банды Расходова стало первым, когда присяжные заседатели единогласно вынесли обвинительный вердикт.
4 июня 2004 года на основании этого вердикта судья Вячеслав Поправко объявил бандитам приговор, который вполне удовлетворил сторону государственного обвинения. Александр Расходов был приговорен к 14 годам лишения свободы, Станислав Шенин получил 21 год тюрьмы. Алексею Плаксе, Михаилу Гридневу и Андрею Попову суд назначил 10, 15 и 17 лет лишения свободы соответственно. Менее активные члены банды и пособники также получили немалые сроки — от 6 до 14 лет в колониях строгого режима. Приговор все участники процесса выслушали стоя, после чего адвокаты осужденных решили подготовить кассацию в Верховный суд России, хотя высший судебный орган по закону не в праве отменить обвинительный вердикт суда присяжных. Разве что сроки немного скостить.