Усольчанина убили из-за несовершенства закона

Он умирал дважды: понарошку и всерьез

Квартирный вопрос в отдельно взятой усольской семье привел к трагедии. Владельца четырехкомнатной квартиры, замешанного в махинациях с продажей недвижимости, сначала похоронили на бумагах, а потом полтора месяца не могли признать живым. Родственникам пришлось убить его, чтобы не нарушать отчетность.

Подробности этой запутанной истории рассказал начальник Усольского отдела УБОП Андрей Козлов. Если вкратце, то жила-была в Усолье семья: муж, жена, два сына (один несовершеннолетний, другой взрослый — от первого брака жены, кстати сказать усыновленный главой семейства). Об основных фигурантах этого дела — отчиме Владимире и его пасынке Игоре — и пойдет речь.
В последнее время отношения родителей разладились, взрослые порешили на разводе и разделе имущества. Чтобы четырехкомнатную квартиру продать с последующим разменом, ее приватизировали на имя Владимира, но с условием, что мать с детьми переедет в двухкомнатную, а мужчина, получив доплату, на новую жилплощадь претендовать не будет. Владимир согласился и подписал доверенность на оформление всех необходимых документов на продажу.
— Квартиру родственники продали, но обещанные деньги полностью не отдали, — говорит Андрей Козлов. — Скорее всего, со злости Владимир аннулировал свою доверенность и продал эту же жилплощадь другим лицам, пока первая сделка купили-продажи не вступила в законную силу. Фактически он совершил мошенничество. Естественно, первые покупатели подали на него заявление в милицию, было возбуждено уголовное дело. Но Владимир с горизонта пропал — как потом выяснилось, он уехал в деревню, где жил случайными заработками.
Тем временем за четырехкомнатную квартиру разгорелся справедливый спор между двумя покупателями. Чтобы первая сделка вступила в юридическую силу, родственники подали заявление в милицию о признании Владимира пропавшим без вести.
— Тут подворачивается неопознанный труп мужчины, похожего по описанию на Владимира, — продолжает начальник Усольского отдела УБОП. — Вдова и пасынок по фотографиям опознают погибшего как пропавшего члена семьи... И ведь никого не покоробило, что Владимир аннулировал злополучную доверенность гораздо позже того дня, когда обнаружили якобы его тело.
Покупатели, которых угораздило связаться с этой семейкой первыми, торжествовали недолго. Владимир нежданно-негаданно возвращается в Усолье живым и невредимым.
— И тут началась бюрократия. Человека признали мертвым за 15 минут, а вот вернуть его в списки живых не могли полтора месяца, — говорит Андрей Козлов. — Сначала мы поместили его в спецприемник как человека, личность которого не установлена. По закону признать человека живым может суд, если его опознают хотя бы три свидетеля. Мы нашли четверых — по два человека со сторон первых и вторых покупателей. И те, и другие, в принципе, были заинтересованы в признании владельца квартиры живым. Одни в таком случае получили бы назад деньги, другие рассчитывали въехать в купленную жилплощадь. Не были заинтересованы в его воскрешении только бывшая жена и пасынок...
Долго судебное заседание не могли назначить (сказалась загруженность другими делами), из спецприемника Владимира выпустили.
— По неизвестным причинам так и неопознанного Владимира из зала суда выгнали, когда заседание все-таки состоялось, — продолжает Андрей Козлов. — Вопрос опять завис... В конце-концов так вышло, что признанный мертвым де-юро Владимир представился уже по-настоящему.
Как было позднее установлено следствием, Игорь разыскал отчима в поселке Тельма, позвал его на берег Ангары для серьезного разговора и выстрелом в затылок расставил все на свои места. Преступление, имеющее такую витиеватую подоплеку, нельзя назвать расчетливым, несмотря на корыстный мотив. Милиционеры, обнаружившие тело еще при жизни похороненного гражданина, точно знали, кому его смерть была действительно на руку... Самое страшное, что в патовую ситуацию отцеубийцу поставила слепая Фемида. Признай суд Владимира восставшим из мертвых с самого начала, и преступления, думается, не случилось бы.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы ГУВД Иркутской области.