В Иркутске из нерп делают дельфинов

Второй в мире нерпинарий открылся в Иркутске. Первый у нас же — в Листвянке...

Уникальный научный эксперимент проводится в Иркутске. Здесь открылся аквариум байкальской нерпы. Случай исключительный — это второй нерпинарий в мире после нашего же, находящегося в поселке Листвянка. И единственный в мире, где есть дрессированные нерпы. Всего их в мире было четыре, но одна умерла несколько лет назад, проглотив брошенную посетителем монетку, вторая была подарена губернатором Говориным городу-побратиму Канадзаве и, по слухам, тоже умерла в непривычных условиях. Еще в Листвянке живет нерпа Ричард, но она, как ревниво замечают сотрудники иркутского нерпинария, умеет только хлопать ластой по воде. И единственное ее достоинство в том, что она самая большая, 150-килограммовая, нерпа в мире. Поэтому Несси и Тито, живущие сейчас в Иркутске, единственные в мире дрессированные нерпы.

Мечта сбылась за несколько бутылок водки и несколько шкурок нерпы
Нерпинарий стал воплощением многолетней мечты Евгения Баранова, научного сотрудника Иркутского лимнологического института, который всю свою профессиональную деятельность связал с байкальской нерпой. Сотрудники нерпинария вполне серьезно утверждают, что к нерпам Евгений Алексеевич относится как к собственным детям. В 2001 году он, находясь в исследовательской экспедиции на Байкале, выкупил у охотников двух месячных нерпят. Во сколько это ему обошлось, он отвечает уклончиво:
— Там была сложная сумма из шкурок нерпы и водки, которыми мы компенсировали растраты охотникам и колхозу. Они были не в обиде.
Первые годы жизни они провели в Листвянке, а 19 мая их перевезли в сухих ящиках на новое постоянное место жительства — в аквариум байкальской нерпы, который находится в Иркутске возле к/т "Чайка". На вопрос, почему выбрано такое неудобное место, директор нерпинария Виктор Черкашин ответил:
— Нам предлагали несколько мест, в том числе в центре города, на улице Сухэ-Батора. Но проблема оказалась в подземных водах: во всех других предложенных местах они залегали слишком близко к поверхности, не выдержали бы веса чаши, нас бы постоянно топило. Полностью подошло только это место.
О смысле существования нерпинария лучше всего высказалась инструктор Светлана, занимающаяся дрессировкой:
— Пока люди этого не увидят, они остаются безразличны к тому, что нерпу бездумно уничтожают. Мы хотим показать, что байкальская нерпа — это существо с интеллектом, ласковое, как ребенок, и его стыдно убивать ради шкурки на шапку.
Сейчас нерпам Несси и Тито по три года, они набрали по сорок пять килограммов и обладают интеллектом, сравнимым с дельфиньим.
Чудеса дрессировки: нерпы учат людей
Уникальность эксперимента буквально во. Например, в том, что в естественной среде обитания нерпы ни стаями, ни парами не живут. Благодаря тому, что Несси и Тито с младенчества жили вместе, они легко находят общий язык и существуют довольно бесконфликтно — если не считать постоянных стычек из-за кусочков рыбы на представлениях. Для того чтобы чему-то научить нерп, сотрудники нерпинария адаптировали к ним программы дрессировки дельфинов с учетом характера нерпы:
— Байкальская нерпа очень осторожная и недоверчивая, и виноват в этом человек, который является единственным врагом. В результате искусственного отбора выживают те нерпы, которые боятся человека, не подпускают его к себе. Нам приходится это недоверие преодолевать, но все равно нерпы остаются пугливыми и нервными. Поэтому мы обычно запрещаем посетителям фотографировать, делать резкие движения, громко разговаривать. Несси с Тито могут испугаться, уйти на глубину и наматывать там круги, представление будет сорвано.
Характеры у артистов разные. Несси — прирожденная актриса. Когда на экскурсии несколько человек, она работает вяло, по обязаловке. Зато когда группа большая, то она творит чудеса:
— У нас на днях была группа из начальных классов, я детишкам пригрозила, что, если они будут залазить на ограждение, Несси их обрызгает, это у нас есть такой номер, — рассказала Светлана. — Несси их, как и предполагалось, обрызгала. Все счастливы, а один малыш ревет: "Меня не обрызгали, я отсюда никуда не пойду!!!" И Несси без команды сама подплыла к бортику и окатила его с ног до головы. Он ушел мокрый насквозь, но счастливый дальше некуда.
Тито — более обидчивый; если ему не достанется рыбы за какой-нибудь трюк, он может уйти на глубину посреди представления и долго не показываться на поверхности. Зато он быстрее соображает, и многому Несси учится у него.
Хотя, признается Светлана, нерпы сами всему учатся, а людям приходится это только закреплять:
— У нас на представлении есть такой номер: нерпы целуются. Мы этому их не учили, они сами нам показали, и мы только научили их повторять это, хотя они и сами любят целоваться, безо всяких подсказок, у нас даже нет такой команды. Да и прыжки для нерпы трюк уникальный. В природе нерпам нет необходимости выпрыгивать из воды, они делают это только у нас.
В искусственных условиях у нерп сохраняется естественный рацион. Их кормят голомянкой, бычками и немного омулем — рыбу привозят по спецзаказу с Маломорского рыбозавода.
— Омуля нерпы получают совсем немного, потому что в Байкале они его ловят очень мало — слишком быстрая рыба, нерпам трудно ее ловить, — объясняет инструктор нерпинария Светлана.
Автора ужасно заинтриговал трюк со счетом: Несси дает ответы на примеры складывания и вычитания в сумме до пяти, отбивая их ластами по воде. Никаких знаков-подсказок со стороны инструкторов я не заметил. Евгений Алексеевич, отвечая, в чем тут секрет, сказал:
— Секрет того, что Несси умеет считать, в том, что Тито ей подсказывает. Он считает очень быстро, но его не спрашивают, потому что он очень сильно бьет по воде, может всех обрызгать.
— А почему только до пяти?
— А потом начинают путаться — и нерпы, и люди...
Нерп будет больше. Они будут умнее
Евгений Алексеевич признается, что на 90% цели нерпинария развлекательные и только на оставшиеся десять он имеет научную ценность:
— Для науки интерес представляют наши уход и наблюдения за нерпами в искусственных условиях, чего не проводилось больше нигде в мире. Мы проводим исследования интеллекта нерп. Но основная наша цель — это привлечение общественного внимания к животному миру озера Байкал, проблемам окружающей среды.
В ближайших планах сотрудников нерпинария два направления: количественное и качественное. Количество нерп в аквариуме планируется увеличить в самое ближайшее время, но сколько их будет окончательно, пока сказать сложно. Видимо, не больше восьми. Сейчас это зависит не столько от наличия свободного жизненного пространства в бассейне, его как раз хватает, а от пропускной способности фильтровальной установки, очищающей в чаше воду. Пока она справляется, но с увеличением числа нерп ее будут модифицировать, увеличивая мощность.
Качественное направление относится к дрессировке. Нерпы учатся новым танцам, нырять со стола и вообще догонять по интеллекту и физподготовке своих старших братьев-дельфинов.