Из дома скорби убегают целыми группами

За прошедшую неделю из областной психиатрической больницы сбежало десять осужденных

Два побега — 6 и 9 мая — показали катастрофическую беспомощность медперсонала перед бегунками и поставили под сомнение невменяемость приговоренных к принудительному лечению преступников. Оба раза душевнобольные проявили незаурядную изобретательность, чтобы оказаться на свободе. Одно успокаивает: кусать прохожих такие не станут — надышатся воли да и вернутся в родные палаты.

Первый в этом весеннем сезоне побег (отмечено, что на волю обитателей психоневрологического диспансера тянет именно с наступлением теплой погоды) был совершен ночью 6 мая. Приговоренные к принудительному лечению преступники воспользовались ситуацией.
— В связи с ремонтными работами пациентов из пятого отделения перевели в седьмое, — рассказывает заместитель начальника ОМ-3 Свердловского РУВД Андрей Татомир. — Раньше это отделение было женским, сейчас там содержится 93 пациента, в том числе отравленные на лечение по приговору суда.
Пятеро душевнобольных (по возрасту им от 18 до 50 лет, некоторые из них имеют не одну судимость и опыт побегов из мест лишения свободы) заметили, что рабочие временно ослабили оконные решетки. Это послужило сигналом к действию. Так называемые психи устроили целый спектакль: они зажгли одеяла, имитировав пожар. Когда в палату вбежали санитары с огнетушителями, пациенты просто поменялись с ними местами, захлопнув за медиками дверь. Через зарешеченное окошко двери один из санитаров хотел открыть засов, но, получив удар заточенной ложкой по руке, оставил дальнейшие попытки освободиться. Тем временем беглецы заперли дежурную медсестру и отобрали ключи от отделения.
Двух беглецов поймали через полчаса недалеко от больницы, в подъезде дома микрорайона Юбилейного, два других прорывались железной дорогой (родом они из Черемхово и Ангарска). Обоих задержали сотрудники транспортной милиции на станции Иркутск-Пассажирский.
Как сообщили в пресс-службе ВС УВДТ, душевнобольные были замечены в зале ожидания вокзала — один мирно спал, второй смотрел телевизор. Судьба пятого беглеца оставалась невыясненной до вечера тех же суток. Как сообщил на пресс-конференции главный психиатр области Анатолий Линчук, 18-летнего иркутянина Артема Михалева пожелала вернуть в медучреждение собственная мать. Такое нередко бывает, именно на это остается надеяться и сейчас...
9 мая в половине девятого часа вечера медперсонал лечебницы опять бил тревогу. Опустела 13-я палата — исчезли пять пациентов.
— Накануне душевнобольным был передан спирт "Троя", — комментирует происшествие Андрей Татомир. — Как рассказал нам один из беглецов, 21-летний Александр Мызников, кто-то передал пациентам через окно спирт. Пили большой компанией, а когда дошли до кондиции, Александру предложили сбежать, он согласился. Как сам объяснил, надоело лечиться. Он там уже третий год.
По милицейской информации, в час побега все отделение смотрело телевизор, включая двух медсестер, санитара и дежурного врача. Оказавшиеся без присмотра, душевнобольные перепилили решетку окна и спрыгнули вниз. Мызников при этом подвернул ногу, неудачник сам приполз в отделение. Тогда-то и начались активные поиски остальных.
— И все-таки хватились их поздновато, — продолжает Андрей Сергеевич, — пациенты сбежали в чем лежали — в спортивных костюмах. Если бы их увидели рядом с территорией, наверняка обратили бы внимание. Отработка района силами отделения милиции успехом не увенчалась, в дежурные сутки в нашем распоряжении был только один автомобиль.
В настоящий момент во все органы внутренних дел переданы ориентировки на двух иркутян: Сергея Войстрика, 72-го года рождения, и 21-летнего Вячеслава Астахова, а также на 24-летнего уроженца поселка Видима Нижнеилимского района Александра Злобина и 18-летнего жителя села Калтук Братского района Игоря Косинского. В милицейских справках не значатся диагнозы, поставленные преступникам. Известно, что одного из беглецов судили за причинение тяжких телесных повреждений, остальных — за кражи.
— Все иркутские адреса однозначно будут проверены, — заявляет заместитель начальника ОМ-3 Свердловского РУВД. — Мы напишем представление о ненадлежащем выполнении служебных обязанностей медперсонала учреждения. Только вряд ли что изменится. Охрану нужно усиливать. Сами посудите, на все отделение две медсестры, санитар и врач, у которого, кстати сказать, слабое зрение. Это не охрана. Очень печально, что у больницы нет на это средств.