Сибиряки, покорившие Россию

Услышать нынче о нормально работающем промышленном предприятии — большая редкость. Чаще говорят о развале производства, о невыплаченной зарплате и о потерях. Да и глаза говорят о том же: в прошлом знаменитые иркутские заводы превратились в гигантские торговые павильоны. Любому, кто хотя бы немного поработал в цехах, больно видеть замурованные мозаичным бетоном фундаменты станков и висящие под потолком мертвые монорельсы, нелепой декорацией нависающие над столпотворением бутиков и палаток... Увы, бизнес по современным российским понятиям — это прежде всего торговля и услуги. Но, оказывается, не все живут по таким понятиям.

"Энергия предпринимательства"
Есть люди, которые не делают большой разницы между словами "предприниматель" и "производственник". Без лишнего шума и суеты они постепенно развивают свое производство, причем высокотехнологичное, современное, конкурентоспособное, отвечающее самым высоким мировым стандартам. И не где-нибудь в Москве или Питере, а у нас, в Иркутске.
Михаил Константинович Донской — генеральный директор торгового дома "Энерпред". Настоящий инженер-производственник старой закалки. В отличие от многих он не потерялся в захлестнувшей страну рыночной стихии, а нашел в ней свое место, сумел, не изменяя своему образованию и призванию, превратить стихию в движущую силу. Созданное Донским и его единомышленниками промышленное предприятие прочно стоит на ногах и успешно развивается. Фирма "Энерпред" — ведущий производитель гидравлического инструмента в России. Инструмента, без которого трудно представить работу спасателей и пожарных, который нужен везде — от домоуправления или маленькой шиномонтажной мастерской до гигантов индустрии... Впрочем, предоставим слово Михаилу Константиновичу.
— Мы начинали без малого 14 лет назад в Усть-Илимске. За дело взялись талантливые инженеры, конструкторы, рабочие. С самого начала работали по принципу единой команды, которая делает общее большое дело. На первом месте качество, чтобы все лучшее, что создано в области гидравлического инструмента, стало нашей минимальной планкой. Лучше — можно и нужно. Хуже или хотя бы точно так же — нет. Иначе просто не выдержать конкуренцию! Взяв за основу эту формулу успеха, мы довольно успешно стартовали на рынке.
Хоть мы и имеем достаточно серьезный бизнес, но в плане личного благосостояния больших высот не достигли. Не это главное! Если видеть смысл жизни только в удовольствиях, то все достигнутое моментально пойдет прахом. Если же тебе хотя бы чуточку за державу обидно, то ты будешь все вкладывать в производство, осознавать свою ответственность и перед рабочими, и перед поставщиками, и перед потребителями. И без ложной скромности — перед страной. Мы как раз пошли по этому пути, все наши средства — в производстве. Для нас именно оно смысл жизни.
Наша марка
...Подобная позиция на самом деле свойственна многим российским предпринимателям. Многие, развивая свое дело, думают и о благе своей страны. Но, к сожалению, СМИ без особого энтузиазма рассказывают об этом. Поэтому мы не видим, как под слоем базаров и толкучек пробиваются ростки настоящего предпринимательства, основанного на производстве классной отечественной продукции, а не на перепродаже чужого барахла или природных ресурсов.
Тот же "Энерпред" за время своей работы наладил выпуск более 500 наименований великолепного гидравлического инструмента. Вошел в сотню лучших предприятий России. Имеет европейский сертификат качества — невиданное дело для частного предприятия! Да, уважаемые читатели, это наши с вами земляки создают чудесные машины, которые спасают людей, неимоверно облегчают труд железнодорожников, пожарных, нефтяников в России, Белоруссии, Казахстане, на Украине. К зависти европейцев и американцев, чьи хваленые фирмы с многолетней историей не выдержали конкуренции с сибиряками и ретировались.
— Поначалу мы специализировались на универсальном оборудовании, — продолжает рассказ Михаил Донской. — Сейчас пошли спецзаказы. Для железной дороги мы делаем разгонщики рельсовых стыковых зазоров, специальные домкраты, рихтовщики, которые двигают в горизонтальной плоскости шпальную решетку вместе с рельсами. Обычное типовое оборудование с трудом справляется с 25-метровыми рельсами. Наша гидравлика двигает по сотне метров полотна! А об эффективности, скажем, наших специализированных домкратов хорошо говорит такой пример.
На Кемеровской железной дороге просел мост. Традиционные методы, имевшиеся домкраты не годились, чтобы его выровнять. Уже решили было строить дополнительные выносные опоры и с их помощью поднимать мост. Представляете, какой это труд?! Мы предоставили наше оборудование. Запланированная на два года работа была сделана за 8 часов!
Гидравлическое вооружение МЧС и спецназа
По просьбе наших пожарных мы изготовили так называемый комплект ручной гидравлический, а проще — система КРУГ. Сегодня для пожарных большая проблема — металлические двери, решетки и прочие устройства, обеспечивающие безопасность жилища от грабителей. Но если с этой своей задачей железная защита худо-бедно справляется, то при пожаре она нередко становится причиной гибели людей: окна зарешечены намертво, выскочить нельзя. Проникнуть в помещение тоже невозможно: дверь железная, сделана на совесть. Пока ее выломают или пока перережут решетки, бывает, что спасать уже некого... Для КРУГа таких препятствий попросту не существует. Решетки, арматура и прочие железяки сминаются за секунды.
Когда мы проходили сертификацию в Москве, случился "Норд-Ост". Штаб операции по освобождению заложников обратился к ряду фирм, где есть соответствующий инструмент, чтобы расширить подземные проходы от метро в захваченный боевиками ДК. Из семи фирм выбрали именно "Энерпред", именно наш инструмент.
Нет пророка в своем отечестве?
Мы спроектировали КРУГ-2 — более мощный, с несколько иными возможностями. То, что требуется, к примеру, гаишникам, когда нужно перекусывать и разжимать покореженные в авариях машины, чтобы спасти пассажиров и водителя. КРУГ остро необходим пожарным. В МЧС Иркутской области нам говорят: "Были бы деньги, купили бы у вас все. Денег пока, к сожалению, нет". Но вот вам другие регионы: Новосибирск закупил у нас 67 комплектов, Екатеринбург — 90, Москва — и вовсе постоянный наш клиент... А у нас в области нет ни одного комплекта! Обидно.
Мы бы очень хотели вооружить наших, иркутских, специалистов. Пока же парадокс какой-то получается: железнодорожный инструмент начали делать по заказу ВСЖД, и сегодня его покупают все железные дороги страны, но меньше всех — ВСЖД. Мы сделали КРУГ по техническим параметрам, которые заказали иркутские пожарные, но его берут все, кроме Иркутска...
Скользкие вопросы
— Как-то я показывал наши инструменты Юрию Абрамовичу Ножикову. Для убедительности гидравлическими кусачками за несколько секунд перекусил пруток диаметром 30 мм. Ножиков был поражен, но неожиданно сказал: "Это же идеальный воровской инструмент!" Я ответил: "Юрий Абрамович, и простым кухонным ножом можно убить человека. Однако никто не перестал выпускать кухонные ножи и резать ими хлеб. Если мы будем работать с оглядкой на воров, много ли наработаем? Да, гидравлическим инструментом могут воспользоваться и злоумышленники. Но это не повод, чтобы не делать его для спасателей, пожарных, милиции. Преступники воруют автоматы, гранатометы, взрывчатку — что ж теперь, прекратить вооружать армию?"
Истинное и единственное назначение гидравлического инструмента — облегчить труд нормальных людей, спасти жизнь тех, кто оказался в беде.
В ходе интервью у меня возник вопрос, который задать в лоб поначалу было неудобно: слишком уж впечатляющий эффект производит гидравлика. Но некоторые сомнения, основанные на личном опыте, оставались. Да, эти инструменты походя крошат толстенную арматуру, ломают бетон, двигают рельсы и поднимают мосты. В силу давления жидкости поверить можно, но вот в прочность металла, из которого сделаны рабочие поверхности инструмента... И я не выдержал:
— А где вы берете материалы? Особенно для режущих кромок? Простите за сравнение, но возьмите сверло Bosh или наше восьмирублевое. Разве их можно рядом ставить? А вы говорите, что у вас все комплектующие — отечественные...
— И еще раз повторю: отечественные, российские! Успех наш как раз завязан на том, что здесь работают русские инженеры, что в России не умерла техническая мысль, есть еще предприятия, которые могут производить качественный металл и комплектующие. Мы МОЖЕМ это делать, и нечего оглядываться на Запад. Пусть еще у нас поучатся! Наши материалы отлично работают. Конечно, нам пришлось поискать поставщиков. И нашли! Причем самых лучших.
Вместо лома и матушки
Мы прошли по цехам предприятия. Впечатление удивительное! Запах резины, масла и горячей стружки. Шум электромоторов, свист токарных резцов, жужжание фрез. Специалисты, уверенно и точно делающие свою работу...
Мой провожатый, Михаил Донской, увлеченно рассказывает:
— Представьте себе, что нужно отцентрировать большой насос. Он весит 800 кг, да двигатель к нему — еще тонна двести. А нужно совместить оси мотора и насоса, да так, чтобы никаких перекосов, никакого биения не было. Раньше эту работу выполняли 6 человек, как говорится, при помощи талей, "лома и какой-то матери". А теперь всего один. С нашим клиновым домкратом вместо всех вышеупомянутых приспособлений. И делает быстрее и качественнее. Наши гайковерты позволяют одному человеку за несколько часов выполнить работу, которую при существующих инструментах восемь рабочих делают за двое суток!
Не скажу, что испытываю страшную ностальгию по временам двадцатилетней давности. Но большое механическое производство просто не может не волновать человека, в жилах которого течет технарская кровь. Тем более сейчас, когда кругом сплошной "Шанхай", пиво, жвачка и табак. Как сказала однажды одна знакомая пенсионерка: "Работает-то кто, если все торгуют?" Здесь — работают. И здорово работают! И уже думают о расширении производства, о перспективах международного сотрудничества. Заметьте: здесь, у нас, в Иркутске!