Иркутский Иуда едва не повесился по-настоящему

Спектакль "Иисус Христос — суперзвезда" показывают в сотый раз

Когда-то, более 30 лет назад, рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда", написанная никому неизвестными композитором Эндрю Ллойд Уэббером и либретистом Тимом Райсом, произвела в мире шоу-бизнеса эффект разорвавшейся бомбы. Уж слишком смелой была трактовка священного библейского сюжета. Постановка спектакля в Иркутске, конечно, такого шока не вызвала, но, без сомнения, стала крупным культурным событием. За семь лет существования "Христа" посмотрели около 100 тысяч человек.

Это была третья совместная постановка Иркутского музыкального театра и Театра пилигримов. Первым блином, который отнюдь не оказался комом, была рок-опера Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского "Юнона" и "Авось". Главный режиссер классического опереточного театра Наталья Печерская "рискнула" связаться с композитором и художественным руководителем театра авангардного Владимиром Соколовым. Патлатые рокеры очень гармонично спелись и сыгрались с вокалистами ИМТ. Репетировали то на площадке музтеатра, то в знаменитом подвальчике "пилигримов" на улице Ленина. Премьера состоялась в феврале 1996 года, успех был ошеломительный. Потом два театра совместно поставили сказку "Бременские музыканты", а в августе 1997 года выпустили самую скандальную рок-оперу ХХ века — "Иисус Христос — суперзвезда".
Репетиции шли летом, когда город буквально плавился от жары. Главные роли поделили поровну между актерами музтеатра и "пилигримами". Иешуа (так называли в своей оригинальной трактовке Богочеловека иркутяне) репетировали Павел Степанов, до этого известный как режиссер, и Александр Айдаров; Иуду — Вячеслав Варлашов и Владимир Антипов; Марию Магдалену — Елена Бондаренко и главная поп-прима Иркутска Елена Сысоева (ныне проживает в Красноярске).
Премьера и этой рок-оперы прошла в городе успешно. Хотя многие, сравнивая две культовые постановки, все же отдают предпочтение "Юноне". Каждый показ оперы Рыбникова на сцене ИМТ до сих пор собирает аншлаги.
В ноябре 1997 года состоялись гастроли в Москве. Не поверите, но столица тогда буквально встала на уши от постановок иркутян. Спектакли давали на сцене МХАТа имени Горького. Уже на следующий день после первого показа возле касс толпились театралы, а к вечеру к зданию подтягивались отряды милиции. Избалованные москвичи с восторгом приняли и "Юнону", и "Христа", и "Бременских музыкантов", и "Муху-цокотуху". Было много цветов, автографов, отзывов в прессе, а исполнительница роли Магдалены в Театре им. Моссовета преподнесла актеру Александру Айдарову (Иешуа) красную розу.
Скоро будет семь, лет как спектакль идет на сцене. Естественно, за эти годы произошло немало событий. В 1999 году рок-группа Big Trouble переходит из "пилигримов" в музтеатр. Версии называли разные, самой достоверной считали финансовую. Мол, в ИМТ платят больше, чем в театре-студии. Барабанщик группы "Стихия" (они и название сменили) Денис Попов так изящно прокомментировал уход: "Нам стало не хватать красок в палитре черного маэстро".
Потом закончили свои творческие отношения и два главных идеолога проекта — Наталья Печерская и Владимир Соколов. Неизвестно, здороваются ли они при встречах, но расставание было не очень красивым.
Драматических случаев на спектаклях не случалось (Бог миловал, что странно). Но как-то один из исполнителей роли Иуды чуть не задавился в петле по-настоящему. По преданию, Иуда повесился на осине. В спектакле актер прыгает с самой высокой точки металлической конструкции с петлей на шее. Петля на гибкой и длинной резинке. Но однажды что-то не сработало (почти), и Иуда действительно чуть не удавился. Кстати, у обоих исполнителей этой страшной роли сначала родились дети, а потом распались браки.