Учены оценят риск в отношении Байкала

Крупная авария станет катастрофой для озера

Михаил Грачев, директор Лимнологического института СО РАН, ознакомился с проектами нефтепроводов ЮКОСа и Транснефти и пришел к выводу, что для сохранения Байкала гораздо лучше будет северный вариант, предложенный Транснефтью. Напомним, что согласно этому проекту, трубопровод пересекает только одну реку из водосборного бассейна Байкала — Верхнюю Ангару.
— Это далеко от Байкала — километров 200, — говорит Михаил Грачев. — И тем не менее, если нефть попадет в Ангару в этой точке, она быстро дойдет до озера. Поэтому проектировщики предлагают такой вариант: по обе стороны реки на трубе будут стоять задвижки. Тогда в самом худшем случае в реку попадет 2000 кубометров нефти. Кроме того, трубу собираются проложить под дном реки — примерно на глубине 10 метров. Поэтому, если даже труба лопнет, будет возможность откачать нефть.
По мнению Грачева, Сибирское отделение Академии наук обязательно должно подготовить заключение на существующий проект, и особой экспертизе должна подлежать оценка риска в отношении Байкала. Однако заказа на такое исследование пока не поступало.
— Когда мы говорим про трубопровод, мы не утверждаем, что в Байкал нельзя выпустить ни одну каплю нефти, — замечает Михаил Грачев. — Каплю можно, бочку — это уже авария, а тысячи кубометров — это катастрофа. Сейчас мы как раз изучаем одно из природных нефтепроявлений на Байкале. В определенных точках со дна озера на поверхность выходит нефть. По всей видимости, это молодая нефть, которая где-то под дном озера образуется прямо сейчас, на наших глазах. Этой нефти на самом деле немного, и промышленного значения она не имеет. Она представляет интерес для науки — до сих пор до конца неизвестно, как образуется черное золото. Тем не менее вся эта байкальская нефть перерабатывается микроорганизмами. И то, что мы обнаруживаем на поверхности Байкала, это уже не природная нефть, а продукт, переработанный микроорганизмами в нечто более устойчивое, чем сама нефть. А значит, менее вредное.
Малое количество нефтепродуктов регулярно сбрасывают в Байкал и моторные лодки, и теплоходы. Озеро с этим справляется за короткое время. Скорость, с которой Байкал перерабатывает нефть, специалисты Лимнологического института сейчас изучают. Достоверно известно одно: чтобы справиться с большим нефтяным пятном, озеру понадобится не один десяток лет. Поэтому крупной аварии допускать нельзя.