Американцы хотят захватить Байкал

Специалисты уверены, что США будут всячески препятствовать строительству любого нефтепровода по территории Иркутской области

Декларация о намерениях строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, которая была презентована 31 марта в Иркутске, на первый взгляд получила полное одобрение. Однако уже сейчас ясно, что едва этот проект наберет силу, его ждут не меньшие проблемы, чем у многострадального юкосовского плана строительства нефтепровода Ангарск — Дацин.

Напомним, что иркутские зеленые не раз устраивали акции протеста, направленные на недопущение строительства нефтепровода по проекту ЮКОСа. Говорили, что он пройдет по Тункинской долине, а это зона активного водосбора озера Байкал. Не дай Бог утечка... Проект ЮКОСа благодаря усилиям зеленых притормозили и, надо полагать, уже похоронили.
Свято место пусто не бывает — и вот появился проект Транснефти, который существенно отличается от того, что предлагал ЮКОС: труба пойдет севернее озера, пересечет лишь одну реку из байкальского водосбора. Даже специалисты Лимнологического института утверждают, что северный проект Транснефти гораздо более безопасен, чем приснопамятная ветка Ангарск — Дацин, но экологи вновь недовольны.
Сотрудники Байкальской экологической волны уже написали несколько писем в Генпрокуратуру, в которых обвинили Транснефть в нарушении существующего законодательства. И в частности, в том, что компания не провела общественных слушаний по проекту. Более масштабных акций против трубы Транснефти БЭВ пока не устраивает — проект еще сырой. Но в скором времени зеленые должны активизироваться.
Кому-то очень не хочется, чтобы в Восточной Сибири появился трубопровод, ни юкосовский, ни Транснефти, ни какой другой.
Во-первых, если Россия построит нефтепровод до Находки, она станет вторым в мире крупнейшим экспортером нефти после Америки.
Во-вторых, сразу несколько стран АТР станут зависимы от РФ — трубу можно перекрыть.
И в-третьих, существует версия о том, что США имеет определенные виды на озеро Байкал и всячески пытаются сохранить его в чистоте. И делают они это, естественно, не для "дяди".
Иркутский социолог Владимир Решетников, доктор философских наук, профессор, член Российской академии социальных наук, читал лекции в Мериен-колледже (штат Висконсин), и преподаватели этого учебного заведения, комментируя одно из выступлений российского ученого, с острым интересом начали обсуждать стратегическую роль Байкала.
Они говорили о том, что Байкал будет неизбежно включен в зону стратегических интересов США как колоссальный резервуар пресной воды. А также что его сохранение будет поставлено под международный контроль.
— Они говорят о воде как о стратегическом сырье, равно как о нефти и газе, — заметил Владимир Алексеевич. — Не знаю, возможна ли высадка американского десанта на Байкале, но сценарий постановки запасов пресной воды под международный контроль в Америке есть.
Михаил Грачев, директор Лимнологического института, план захвата байкальской воды реальным не считает.
— В США своей пресной воды предостаточно, и потом американцы же не дураки, у нас все-таки есть ядерное оружие...