Редиска Ходорковский раскололся при первом же шухере

"Путин, передав бейсбольную биту Грызлову, склонился над окровавленным Ходорковским. Замученный олигарх что-то прохрипел. "Не слышу тебя, гнида! — поморщился Президент. Услужливый генеральный прокурор пнул несчастного зэка под ребра: "Говори, сука, Владимир Владимирович тебя не слышит". "Я все подпишу", — с усилием произнес Ходорковский. Шойгу, сунув ему в руки свой "Паркер", поднес бумагу".
Вся эта чушь — не сон разума, а тот осадочек в сознании обывателя, который должен отложиться после чтения нашумевшей статьи Ходорковского по тонкому расчету ее автора (читайте "Исповедь пахана российского либерализма").
Зарисовка с натуры. Знакомый встретил меня вопросом: "Читал открытое письмо Ходорковского: Нет? А зря. Интереснейшая вещь. Полностью разоружился перед партией".
Ну, думаю, сенсация: сознался олигарх, признал обвинения следствия. Взял текст письма. Начал читать. И ничего не понял. Многословные рассуждения о судьбах демократии и либерализма, о том, как не правы были демократы, ограбив и обманув народ. О себе ни слова, разве что: "Я их предупреждал, просил не обманывать народ".
В общем, отрекся Ходорковский от "неправильной" демократии. Я сообщил об этом другому своему знакомому. "Ужас, тридцать седьмой год!" — воскликнул он. "Почему?" — "Но его же явно заставили! Не может же он в действительности так думать". И тут до меня дошло: Ходорковский затем и написал свое письмо, чтобы неумные путинцы позлорадствовали (разоружился, гад, перед партией!), а неумные хакамадовцы вспомнили 37-й год. В результате у всех в головах промелькнула фантасмагорическая сцена пыток Ходорковского, что и требовалось.
Тонкий расчет бывшего олигарха состоит в том, чтобы убедить всех в том, что сидит он не по уголовке, а по политической статье, за правду страдает. Раз пишет зэк, что либералы не правы, значит, его за либерализм там держат. В Иркутском СИЗО, например, либо малявы пишут, либо апелляции, трактатов про судьбы цивилизации оттуда не поступало. А этот раскололся, раскрыл преступные замыслы демократов.
А кто, собственно, его за язык тянул? Кому интересны мысли бывшего комсомольского работника Ходорковского про демократию? А бывшим коммунистам и комсомольцам и интересны! Они — одного поля ягодка, плоды партийно-политического просвещения российской интеллигенции, у которой преувеличенное почтение к абстракциям и неумение воспринимать простые житейские вещи уже в кровь впитались.
Это называется "гипостазирование" — придание абстракциям некоего объективного содержания, после чего, скажем, "призрак коммунизма" превращается в повод для гражданской войны. Простому человеку ясно, что такое "вода", а что такое "либерализм" — при условии десятка-другого его теоретических обоснований — не очень. Но из этих пустых слов "либерализм", "демократия", "социализм" можно строить целые логические системы, которые вытесняют из мозгов читателей и слушателей конкретные вещи и понятия. Вот они уже за либерализм глотку перегрызут, а мошенничал Ходорковский, создавал оргпреступную группировку, как ему вменяет следствие, или нет — никому не интересно. Вот уже Ходорковский в своем письме начинает компостировать мозги электорату про "подлинную демократию", которую устроит Путин при помощи Ходорковского же. Опальный олигарх хочет одним выстрелом двух вальдшнепов убить — и Путина лобызнуть в известное место, и за демократию вступиться, закрепив у электората ассоциацию: мы говорим либерализм — подразумеваем Ходорковский.
Мы для них всегда останемся электоратом.
В общем, перефразируя Высоцкого:
А Ходорковский, мой cосед по камере, —
Нельсон Мандела, делать нечего, вообще!
Вопрос об уголовных обвинениях Ходорковского в письме не поднимается. Да он никому и не интересен. И сторонники Ходорковского, и его противники уверены: да, он нарушал закон. Только либералы при этом спрашивают: а кто его не нарушал? В России, дескать, невозможно хозяйствовать, не нарушая закон. В частности, не скрывая доходы от налогообложения.
Это, при некоторых допущениях, так и есть. Вопрос в масштабах, в мере. К примеру, вынужденная самооборона отличается от заказного убийства. И в том еще вопрос, что Ходорковский, прыгнув из комсомола в министры по нефти, а потом в ЮКОС (ах, если бы мы все были министрами по нефти!), сам же эти законы и устанавливал. Все проблемы Ходорковского не от того, что он за либеральную идею с Кремлем хотел сразиться. В своем письме он признал, что источник его обогащения — Кремль. Создав на деньги коммунистов (читай — народа) миллиардодолларовую империю, Ходорковский просто-напросто зарвался. Он решил, что не его назначили олигархом, а он сам такой умный. Начал много на себя брать, учить всех демократии, изображать из себя мецената, говорить о своих президентских планах. Собственно, так он и оказался в тюрьме. Это их — господские — разборки.
При чем тут "демократический либерализм"? А это уже для электората отмазки. Он уже знает, чем "демократия Ельцина" лучше "тоталитаризма Брежнева". Теперь, по мысли Ходорковского, должен увлеченно разбираться: "путинский авторитаризм" лучше "березовского либерализма" или нет?
Как вы надоели, господа, со своей болтовней!
Ходорковский! Не плачьте! Ну, получите вы срок, ну отсидите половину. Вас точно выпустят за хорошее поведение, или вообще Путин амнистию даст. Выйдете на волю с чистым паспортом, уедете в Европу, будете там жить себе да припевать. Надеюсь, номера счетов своих тайных вы к открытому письму не приложили? Не сглупили в покаянном раже? Надеюсь, не решили вы в "казематах" вернуть буратинам 92-го года акции "Менатепа" на миллионы долларов? Не собрались вернуть чернобыльцам канувшие в недра "Менатепа" их деньги?
И, самое фантастическое, неужели вы хотите отдать людям 550 миллионов долларов, которые обещали вложить в производство, когда в результате залогового аукциона и совмещенного с ним инвестиционного конкурса вы получили 78 процентов ЮКОСа, второй по величине в России и четвертой в мире нефтяной компании?
Сдается мне, Ходорковский не так глуп, как хочет показаться в своем письме.
А нам что, больше Ходорковского нужно?