Чугунолитейный заводик и мастерская на берегу Ушаковки

1799 год. Возле речки Сарафановки, впадающей в Ушаковку, открылся рабочий (или ремесленный) дом, в котором трудились ссыльные. Отбыв срок ссылки, они селились рядом с рабочим домом, продолжая заниматься ремеслами, обучая им своих детей и местных жителей. Они и положили начало новой части города — Ремесленной (или Рабочей) слободе. Здесь проживали кузнецы, столяры, слесари, шорники, маляры, каретники, плотники, позолотчики, токари, портные — словом, мастера многих специальностей.
В 1858 году ремесленный дом закрылся, но в слободе осталось много различных мелких промышленных заведений. Как и на всех окраинах, в Знаменском предместье в жалких лачугах ютилась беднота. В основном это были ремесленники. Они и составляли квалифицированную рабочую силу, которую Рабочая слобода поставляла городу, основной костяк иркутского пролетариата.
Необходимость организации в Восточной Сибири производства и ремонта армейских повозок выявилась в ходе Русско-японской войны 1904—1905 годов. Главные базы снабжения русской армии находились в европейской части страны, далеко от театра военных действий. А потребность в пополнении и восстановлении гужевого транспорта — в то время основного средства перевозки воинских грузов — была чрезвычайно велика.
В Иркутске, в центре губернии, находилось окружное военное интендантство, поэтому большая часть обозов разгружалась в этом городе. Местом расположения складов военного имущества было предместье Глазково.
В 1905 году Главное интендантское управление приняло решение сформировать в Сибири подвижную обозную мастерскую. Военный совет рассмотрел его представление и одобрил, о чем в одном из журналов управления 19 мая 1905 года было записано: "1. Учредить в тылу армии в пункте по указанию Главнокомандующего на время нынешних военных обстоятельств подвижную обозную мастерскую".
Таким пунктом был избран Иркутск — и не случайно. Дело в том, что на месте управления завода тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева на рубеже XX века уже действовал небольшой механический чугуномеднолитейный заводик. Наличие этого небольшого предприятия являлось значительной подмогой для возведения обозной мастерской.
Устроителем заводика был предприимчивый мастеровой человек из Екатеринбурга Евгений Ханов. Вместе с братом Федором он приехал в Иркутск в начале 1890-х годов. Здесь, на улице Луговой (ныне Марата), Евгений Ханов организовал мастерскую по слесарному и водопроводному делу. Мастер он был большой, недаром при постройке Иркутской городской думы (ныне здание городской администрации) именно его пригласили для проведения всех слесарных, водопроводных и архитектурных (по металлу) работ. Да и на многих других зданиях Иркутска построенных в это время еще сохранились ажурные металлические украшения, сработанные Евгением Хановым.
В 1899 году он купил 28 соток пустопорожней земли на правой стороне Большой улицы — между деревянным мостом через Ушаковку и зданием 2-й полицейской части, завел здесь механическое производство.
Что же представлял собой этот заводик? На нем была паровая одноцилиндровая машина, токарно-инструментальные, строгальный, сверлильный станки, деревянные слесарные верстаки с тисками. Было и литейное производство — по современным меркам игрушечное: два волчка для плавки меди и две чугуноплавильные вагранки. В кузнечном цехе было четыре горна, сложенных из кирпича и камня, четыре чугунные наковальни, два кузнечных меха.
Паровая машина вращала меховые колеса, через вал передаточной трансмиссии и ременные приводы усилие передавалось на станки. Что же производил заводик? Об этом можно прочитать в объявлении, опубликованном в 1908 году в книге "Иркутск в кармане": "Принимаются заказы на отливку из чугуна, меди и прочих металлов. Кузнечные, котельные, токарные, слесарные и прочие работы. Адрес для телеграмм: "Иркутск — Ханову".
Расшифровывается продукция в другой справочной книжке — "Весь Иркутск с отделами Забайкальской и Якутской областей на 1909 год". В ней написано, что завод принимает заказы на изготовление памятников, плит надгробных, очажных половых, установку и ремонт машин, котлов, отливку и переливку колоколов для церквей, часовен, башен и прочее".
Работало на заводе в то время 50 человек. История сохранила для нас имена мастеровых людей того времени: механика Павла Романова, жестянщика Александра Шнейдера, слесаря Михалева, кузнеца Кислова, литейщиков Радзимишевского и Александра Романова. Некоторые из этих людей и их потомки трудились затем на заводе имени В.В.Куйбышева.
В годы Первой мировой войны производство, основанное Евгением Хановым, было объединено с военными обозными мастерскими, открытыми поблизости на месте бывшего интендантского управления. Там изготовлялись походные полевые кухни, двуколки с зарядными ящиками, прицепляемые к орудиям, и воинские повозки. Готовые изделия шли сначала на артиллерийский склад, находящийся в Знаменском предместье, а оттуда на фронт.
Первые сведения о деятельности Иркутской обозной мастерской относятся к 1 января 1907 года. К этому времени на берегу Ушаковки построили четыре барака для солдат-мастеровых, три двухэтажных деревянных и два одноэтажных каменных дома для конторы начальника мастерской и его помощников. Начальник пользовался правами командира отдельного батальона, заведующие отделениями — правами ротных командиров.
Одним из первых был открыт деревообделочный цех с двумя локомобилями, приводившими в движение станки. Но для ремонта парных повозок и двуколок требовалось железо, а так как его не было, то первое время использовались железные детали от изношенных повозок. Источник этот был слишком незначительный, деталей не хватало. Это привело к необходимости строительства кузницы. Вскоре были сооружены силовая станция, котельная и машинный зал.
Иркутская обозная мастерская была в то время крупным промышленным предприятием. С 1907 года она производила ремонт военного транспорта всех сибирских и дальневосточных военных округов. В обозных мастерских работало тогда 300 человек. Из справки, приложенной к представлению Главного интендантского управления, видно, что ремонт повозки частным лицам обходился казне не менее 40—50 рублей за каждую, а в мастерских на 15—20 рублей дешевле, и качество работы было выше.
В 1912 году начальника обозных мастерских Макарова сменил подполковник Божовский. Он занимал эту должность до революции 1917 года. При нем в мастерской установили новое оборудование: гидравлический пресс, несколько новых станков; в кузнечном цехе — паровой молот и ковочную машину для изготовления болтов. К тому времени мастерская ежедневно изготовляла 20—25 двуколок. Предприятие приобрело большое значение не только для Иркутска, но и для других районов страны.