Нелегкий хлеб перегонщика

В последние 10—12 лет появился новый вид трудовой деятельности: перегон и продажа бэушных автомобилей японского происхождения с Дальнего Востока. Спрос породил предложение, и десятки иркутян занялись этим прибыльным, хотя и рискованным, делом. Кому-то удалось сколотить приличный капитал и поставить дело на более цивилизованный лад, кто-то занялся другим бизнесом, другие до сих пор гоняют по маршруту Иркутск — Владивосток — Иркутск.

Рассказать об этом способе зарабатывания хлеба насущного согласился Юрий, опытный перегонщик, более десяти лет промышляющий этим делом.
— Заниматься продажей бэушных японок я стал случайно, — рассказывает Юрий свою историю. — В начале 90-х годов в паре с родственником из Владивостока поставляли в Иркутск лососевую икру. Дело шло, появились свободные деньги, и в одну из поездок я купил себе японскую машину. О самостоятельном перегоне тогда даже и не думал. Через родственников вышел на военных летунов и самолетом доставил машину в Иркутск. Поездил не больше месяца, как, случайно заехав с товарищем на автобарахолку, получил предложение продать авто по весьма привлекательной цене. Это и стало началом моего нового дела. За эти годы, как и многие мои коллеги-конкуренты, пришлось использовать разные способы выбора и транспортировки машин.
Вообще, весь процесс можно условно разделить на три этапа: дорога до Владика и покупка авто, доставка и продажа. Каждый этап имеет свои тонкости, знание которых приходит с опытом.
Покупка
Есть несколько способов приобретения машины. Самый известный — это посещение так называемого "Зеленого угла", самого большого авторынка региона, и окрестных авторынков Владивостока. Юрий, который, напомним, имеет во Владивостоке родственников, обычно заказывает нужные модели из Иркутска, и к его приезду машины уже отобраны и готовы к продаже.
Если родственников или хороших друзей на Дальнем Востоке нет, приходится заниматься свободным поиском.
— Обычно пропорция такова, — продолжает Юрий, — из трех автомашин две, как правило, под заказ, одна — в свободную продажу. В начале "перегонщицкой" деятельности выбирал машины и в Уссурийске, и в Находке, но выбор там гораздо меньше, а цены были ниже всего на 100—200 баксов.
Для того чтобы не оказаться у разбитого корыта после покупки, важно хорошо разбираться в автомобиле, ведь чаще всего возможности дорожного теста продавцы не предлагают. Опытному перегонщику звуки, издаваемые работающей машиной, могут сказать многое о ее состоянии.
— Выбрав авто, оставляете задаток, примерно $100, так как часто бывает невозможно выехать. Да и зачем вам головная боль, куда поставить приобретенную машину? Лучше договориться о встрече на следующий день и с утра начать оформление документов, чтобы успеть после обеда выехать или начать погрузку на платформу.
Оформление справки-счета стоит 600—800 рублей, автогражданка, если собираетесь гнать своим ходом, 500—600 рублей (двухнедельная).
Перед дорогой, особенно зимой, нелишне будет запастись следующим:

  • комплектом резины — хотя бы два колеса, обязательно с дисками, поскольку в морозы бортировать шины практически невозможно;
  • маслом для двигателя;
  • тосолом;
  • какими-нибудь герметиками;
  • набором инструментов, в том числе лопатой.

Не помешают цепи на колеса, паяльная лампа и буксировочный трос.
Все это можно купить на месте, четыре шины б/у обойдутся в 3000—5000 рублей. Перед дорогой можно затянуть фары скотчем, равно как и передний бампер, для надежности сначала бумажным, а поверх — обычным. Кстати, прихватите с собой побольше кассет для магнитофона — это поможет бороться со сном.
После поднятия пошлин на иномарки количество автомобилей, выставляемых на продажу, сократилось, но зато явно помолодел модельный ряд. Приличный автомобиль за $4000 уже не купишь. Причем последнее время к ценам "Тойоты" подтягивается когда-то стоившая дешевле "Хонда".
Дорога
Доставить машину можно тремя путями: самоходом, сеткой по ж/д и комбинированным способом.
Первый путь, как правило, выбирают те, кто приобрел автомобиль для себя. Несмотря на отсыпку дороги от Читы до Хабаровска, ей еще далеко даже до простого шоссе. Дорога грунтовая, усыпана булыжниками, которые зимой превращаются в приличные кочки, так что ремонт подвески после перегона вам, скорее всего, обеспечен.
Многие пользуются комбинированным способом — частично самоходом, частично по ж/д. Своим ходом — до Шимановской или до Сковородино, где загружаешься на платформу, и по ж/д до Чернышевска (Читинская область). Оттуда снова самоходом по довольно неплохой дороге.
К плюсам можно отнести безопасное прохождение малонаселенных участков с отвратительной дорогой и сохранность подвески.
Но есть и свои минусы. Помимо оплаты за перевозку по ж/д приходится добровольно-принудительно оплачивать "услуги" местных мастеров за крепежку.
При постановке на платформу у вас не должно быть взрывчатых и легковоспламеняемых веществ, а в баке автомобиля должно быть не более пяти литров топлива. Его хватит только съехать с платформы и доехать до ближайшей заправки.
Будьте готовы, что на каждой станции вашу платформу, возможно, будут отцеплять, загонять в тупик и вас не будут прицеплять к проходящему поезду (не будет возможности!) до тех пор, пока не будет дана взятка "нужному" человеку. Пожарные обязательно будут проверять, не включали ли вы двигатель. Если капот теплый, вас ждут большие проблемы (взятки опять-таки помогут их решить).
Преодоление этого пути может занять три дня — максимум неделю. А это питание, расход бензина на прогрев салона зимой. И хорошо, если автомобиль у вас один.
Поэтому наиболее удобным является отправка в сетке по ж/д из Владивостока. Раньше машины загружались в Сковородино и прямым ходом шли до Иркутска. Сейчас это сделать сложнее. Машин гонят меньше, приходится долго ждать, когда наберется сетка. Можно отправить почтово-багажным поездом, но это дороже.
Сберечь нервы, а возможно и некую сумму, могут помочь специализированные транспортные компании. Нередко при самостоятельной погрузке к вам могут подойти представители местной братвы и попросить за "хорошую" погрузку $50—100. Транспортные фирмы сами решают эти проблемы.
Стандартные расценки транспортировки до Иркутска $600—700. Сэкономить 100—150 баксов на ж/д можно, если отправить машину до Читы, а дальше своим ходом. Минус: сколько придется ждать в Чите? Ведь ожидание тоже требует денег на проживание и питание.
Совет бывалого
— Ситуация на автомобильном рынке Дальнего Востока такова, что если вы не профи, то купить машину намного дешевле, чем в Иркутске, не удастся. Поверьте, те деньги, которые накидывают продавцы, они того стоят. Если вы все же собрались ехать на Дальний Восток, то, купив автомобиль, отправляйте его железной дорогой и запаситесь терпением.
Альтернатива
Впрочем, есть альтернатива всем этим способам покупки и транспортировки: воспользоваться услугами фирм, специализирующихся на поставках автомобилей под заказ. Кроме самого автомобиля они предоставляют гарантию, осуществляют регистрацию в ГИБДД и оформляют страховку. То есть отдают машину, так сказать, под ключ.
Расходы при "самоходе":

  • 5000 руб. — билет на самолет;
  • 700 руб. — справка-счет;
  • 600 руб. — автогражданка;
  • 4000 руб. — резина;
  • 1000—2000 руб. — ТО.

Плюс питание, проживание, бензин, непредвиденные расходы.