Восемь миллионов газет в сутки — рекорд Иркутского Дома печати

Иркутский Дом печати — одна из старейших типографий Восточной Сибири. Основана в 1917 году по указанию партии для печати газет Иркутской и Читинской областей. К сожалению, в типографии нет музея и архива, в которых хранились бы экземпляры первых изданных газет, лишь некоторые издания сохранились в библиотеках. О том, как работает и развивается типография сегодня, нам рассказал ее директор — Валерий Хичерьевич Ким.

{Справка
Валерий Хичерьевич Ким — директор Иркутского Дома печати, кандидат технических наук. Руководит типографией с 1989 года, окончил Московский полиграфический институт, по специальности инженер-механик. Работая в типографии, прошел весь путь от ученика-печатника до директора.
}
— Какие работы выполняет Иркутский Дом печати?
— При создании нашей типографии ставились две основные задачи. Главная — насыщение рынка средствами массовой информации, второе — выпуск книжно-журнальной продукции. Мы изготавливали до семи миллионов книг в год, в твердом и мягком переплете. Сегодня, конечно, делаем все это в меньшем количестве.
— Скажите, какая газета была самой первой?
— Самая первая — "Восточно-Сибирская правда", раньше она называлась "Власть труду". Издается нашей типографией с января 1918 года.
— Существует ли статистика, какая газета была самой тиражной, самой толстой, самой тонкой и т.д.
— Нет, таких данных нет. Через типографию проходило такое большое количество газет и заказов, что запомнить их не было возможности, а специально статистику никто не вел. Долгое время Иркутский Дом печати был монополистом, единственной типографией, которая могла осуществить задумку многих редакторов, многих издателей по печати многотиражных газет, толстушек. В конце 80-х — начале 90-х годов мы печатали газеты миллионными тиражами. Сегодня количество изданий и вообще газет стало не меньше, даже больше, но в тиражном исполнении все уменьшилось. Раньше мы выполняли заказ, печатая около 8 000 000 экземпляров газет в сутки, а сейчас до 250 000.
— Сегодня появилось много других типографий — и крупных, и мелких. Как вы выдерживаете натиск конкуренции?
— Своих позиций мы не сдаем, стабильно занимаем свою нишу на рынке. Конечно, мы много потеряли. Себестоимость издания газет держится на пределе, потому что мы содержим много собственных зданий, коммуникаций и жилых домов в том числе. Естественно, происходит удорожание продукции. Но для наших основных клиентов мы стараемся делать скидки. Удешевляем выпуск продукции за свой счет. Наша ценовая политика очень гибкая.
— Практика показывает, что многие крупные предприятия стараются сбросить с себя бремя содержания всех социальных объектов, жилья в том числе, на плечи муниципалитета:
— Я понял. Уже пять лет, как готовы документы по передаче объектов городу, пока они не утверждены. Как вы правильно говорите, сейчас многие предприятия неофициально просто сбрасывают городу это бремя. Мы так не намерены поступать. В домах живут живые люди, мы думаем о них. Для справки скажу, что в прошлом году только жилой комплекс принес нашему предприятию убытков на один миллион рублей.
— В прошлом году вышло постановление правительства РФ о приватизации Иркутского Дома печати. Что вы ждете от приватизации?
— Мы практически подготовили все документы, хотя у нас, как у старейшего предприятия, было с этим много хлопот. А что мы ждем — сама типография, уже как акционерное общество, сохранится и будет работать. Владельцем 100% акций пока будет государство в лице Министерства имущественных отношений Российской Федерации. По плану приватизации и получения доходов от приватизации государству нужны инвесторы. То есть какой-то пакет акций будет продан на аукционе. Конечно, неизвестно, кто и когда будет хозяином этих акций.
— Расскажите, бывали ли интересные случаи в советские времена, когда по какой-то причине уничтожали или перепечатывали тираж газеты?
— Было. Много таких случаев было. Существовала же цензура. И иногда проскакивали ошибки, которые не были замечены в редакциях. Сейчас это выглядит забавным, а тогда было очень серьезно — могли с работы снять.
— Был такой случай. Страна праздновала юбилей Фадеева. В газете "Правда" были подготовлены две страницы, фотография. Был отпечатан практически весь тираж газеты. И вдруг кто-то обратил внимание, что на фото Фадеев смотрит в другую сторону, то есть как бы отвернулся от статьи — случайно развернули негатив. Пришлось весь тираж переделать.
— Приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда заказчик делает нестандартный заказ, выдвигает сложные требования?
— Каждый день. Конкуренция на рынке теперь большая, каждый старается выделиться, сэкономить. К примеру, оборудование позволяет нам отпечатать сразу 24 или 32 полосы за выход, заказчики просят сделать 48 или 50 страниц в одной тетрадке. Мы вынуждены выполнять такие просьбы. Делаем цветные вкладки в газеты.
— Можете выполнить что-нибудь необычное — например, по просьбе редакции упаковать тираж газеты "СМ Номер один" в фирменные пакеты?
— Конечно, нет вопросов. Сколько только это будет стоить? Кстати говоря, раньше ведь типографии не печатали газеты по понедельникам, станки не работали в ночь с воскресенья на понедельник. А сейчас мы это делаем.
— Крупное производство, старейшая типография. С какими сложностями вам приходилось сталкиваться, осваивая современные технологии?
— Главное — специалисты на любом предприятии должны быть профессионалами. А руководитель еще и должен уметь ладить с людьми. Кадры у нас во многом немолодые, многим приходится переучивать самих себя, повышать квалификацию. Я сам закончил академию при Правительстве Российской Федерации по менеджменту, во время учебы и по ее окончании читал лекции своим коллегам.
Во времена Советского Союза в стране существовало два вуза по подготовке специалистов высшей квалификации для полиграфической отрасли — в Москве и Львове. Сегодня Львов — это заграница, остается Москва, и у нас на предприятии выпускников Московского университета печати всего три человека. Остальные — выпускники Омского технического университета и средних специальных учебных заведений, специалистов высшей квалификации мало. Поэтому я был вынужден договариваться с Московским университетом печати и техническим университетом о наборе студентов непосредственно в Иркутске.
— Какова главная задача руководителя большого предприятия?
— Определять стратегию.
— Как вы отдыхаете — на Байкале, за границей? Есть у вас интересное хобби?
— Как говорится, ни там ни там. К сожалению, даже на Малое море не могу попасть, а за границей был один раз — в 1978 году по турпутевке. Хобби у меня нет, есть желание, например, на рыбалку съездить, но это лишь желание. В прошлом году ушел в отпуск, все дни провел на работе. Я человек старой закалки, я не могу бросить дело, если не уверен, что без меня оно не пострадает. Все собираюсь.
— Желаю вам отдыхать по-настоящему, а типографии — печатать миллионные тиражи.
— Я реалист. Таких тиражей, вероятнее всего, уже не будет, но всегда надо уметь объективно оценивать ситуацию и находить оптимальный выход, что мы и делаем.