Политический покер: козырная карта бурятской автономии

Если меня спросить: "Вы за объединение Иркутской области и Усть-Ордынского округа?", то я не смогу ответить на этот простой, казалось бы, вопрос. Слишком много здесь нюансов, слишком многой информацией я не обладаю, чтобы взяться решать судьбы народов.
...Двадцать лет назад опросы и референдумы в Югославии показывали, что национальный вопрос в стране остро не стоит. Когда, основываясь на их результатах, Милошевич ликвидировал автономию Косово, никто не ждал катастрофических последствий.
В 1991 году три четверти населения СССР проголосовало на референдуме за сохранение Союза. Через несколько месяцев появились русские беженцы из братских республик...
Забытая было тема референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского округа снова у всех на устах. Спорят, когда лучше провести референдум. Такое впечатление, что дело ясное, будто не будущее наших детей определяют, а куски на карте обводят одним карандашом.
Однако, карта — даже политическая — еще не земля, а электорат на референдуме еще не народ с его мифами и коллективной памятью, так же как меню еще не еда. Поспешность и неясность может привести к конфликту, тем более что недруги России постараются его разжечь на пустом месте.
Под "объединением" подразумевают радостные объятия народов, близких по истории, культуре, экономике. Припоминают Льва Гумилева и евразийцев с их тезисом о родстве русских и степных народов. Вспоминают, что буряты издревле назывались братскими людьми.
Но евразийство — русская теория, обслуживающая геополитические интересы конкретного народа. Приезжайте в Улан-Батор и начните, ссылаясь на Гумилева и Вернадского, призывать к объединению Монголии и России. Что вам там скажут? Не рискуют ли братья-славяне нарваться на те же самые слова от "братских людей" (сейчас или спустя годы, неважно), если не начнут с ними говорить на их языке, а не на шершавом языке великорусских геополитических конструкций. Вспомните, как бегут русские от наших евразийских братьев казахов!
Почему идеологические работники до сих пор не разъяснили, будет ли вместе с объединением ликвидирована национальная автономия западных бурят. Может, только от незнания ситуации пишут в "Окружную правду" письмо чтимые всеми ветераны: "Бурятский народ округа худо-бедно должен иметь свою территориальную целостность, сохранять свои обычаи, традиции, которые были созданы миллионы лет назад. Конечно, мы понимаем, что содержать администрацию округа — это определенные расходы, поэтому, на наш взгляд, можно было бы по возможности сократить штат администрации, а районные оставить как было. Убедительно просим правительство и администрацию области сохранить целостность нашего округа".
Умное и тактичное письмо — тонкий отклик на неуклюжие действия реформаторов, уничтожающих выборность власти в районах Усть-Ордынского округа в период подготовки референдума. Неудивительно, что бурятские старейшины воспринимают эти реформы как начало объединения и, следовательно, уничтожения бурятской автономии. Карту "ликвидированной бурятской автономии" могут разыгрывать в своих интересах разные политические силы.
"Усть-Орда против захватнических настроений иркутян". Статья Булата Цыденешеева под таким громким заголовком опубликована в одной из бурятских газет. Речь в ней идет о визите в Улан-Удэ депутата Государственной думы от Усть-Орды Валерия Кузина.
Цитата из статьи:
"Как оказалось, господин Кузин не против объединения, он против захватнических настроений иркутян. По его мнению, объединение должно состояться, но при условии сохранения определенной автономии". Возможно, господин Цыденешеев неправильно изложил мысль господина Кузина, но "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется".
Вот одно из предложений: столицу нового "субъекта Федерации" сделать в Бохане. Смешно? Может быть. Но уже не смешно будет, когда предложат сформулировать вопрос референдума так: присоединяться Усть-Орде к Иркутской области или к Республике Бурятия?
Мы, как сонные медведи, туго соображаем. А в Токио некоторые думают быстрее нас и реанимируют идеи панмонголизма. Японский лингвист Кацухико Танака предложил переименовать Бурятию в Бурят-Монголию. Он пишет, обращаясь к бурятам: "Сегодня ваша республика японцам почти неизвестна. К ней относятся лишь как к одному из регионов Российской Федерации. Зато с Монголией у нас особые, очень теплые отношения. Пора и вам возвращать исконное название своему народу, вновь становиться жителями Бурят-Монголии. Пора говорить на родном языке, а японцы, со своей стороны, всегда будут рады помогать монголоязычному населению".
Конгресс бурятского народа уже выдвинул требование о возвращении республике названия Бурят-Монголия и о "территориальной реабилитации" — объединении Бурятии с Усть-Ордынским и Агинским автономными округами.
Внимание: певец Иосиф Кобзон уже попытался поднять этот вопрос в Госдуме РФ! Вот уж страдалец за всех бурят!
В статье "Трагедия бурят" (опубликована в японской "Асахи" и в монгольской правительственной "Ардчилал") Танака возмущен: "Приватизация земли нанесет последний удар по бурятам: преследует цель отдать землю в собственность русским". Танака обвиняет русских и в том, что "чистейшее бурятское озеро Байкал находится на грани катастрофы". Во время встреч и публичных выступлений в Улан-Удэ Танака не раз нажимал на то, что генетически японцам ближе всего именно буряты, а не корейцы, китайцы и даже не айны. Кстати, тема близости японцев и бурят сейчас очень популярна в Бурятии.
Мне кажется, прежде чем дискутировать о сроках проведения референдума, следует сделать четкий геополитический анализ обстановки вокруг Усть-Орды и решить вопрос с бурятской автономией. А если он уже решен, то довести решения до сведения людей. Им жить.