На работу в частном извозе женщину толкают те же причины, что и на панель

Исповедь иркутской таксистки

Машина с молодых лет была одним из заветных желаний, и вот наконец пришло время, когда я смогла сесть за руль своей красавицы. Покупая ее, мне и в страшных снах не могло присниться, что придется использовать ее в такси. Еще вчера я была уверена в завтрашнем дне: офис, компьютер, коллеги по работе, постоянный заработок. А сегодня директор сообщил, что проект, которым я занимаюсь, закрывается, поэтому в моих услугах предприятие не нуждается. Мне предложили пойти в очередной отпуск с последующим увольнением. Собственно, это может случиться с каждым...

Увольнение
После короткого шокового состояния моя деятельная натура и абсолютное безденежье сказали: хватит причитать, давай думать, как деньги зарабатывать будем, ведь ты одна, а за спиной пацан. Ни времени, ни сил, ни денег на создание собственного бизнеса у меня не было. Устраиваться куда попало на работу не хотелось. Лет много, опыт есть. И ничего лучше, как пойти таксовать, мне в голову не пришло.
Друзья и знакомые в один голос сказали: "Ты сошла с ума. Это не женская работа". Но назвать мне женскую работу, на которой я могла бы заработать уже сегодня деньги без задержек по выплате и в достаточном для проживания количестве, не смогли. В общем, на извоз женщину толкают те же причины, что и на панель. Безденежье, а не любовь к творчеству.
На следующий день я обзвонила несколько фирм такси с предложением взять меня на работу. Кого-то настораживало отсутствие у меня опыта работы, кого-то — мой небольшой водительский стаж (2 года), кого-то — возраст моей машины, 1993 год. Я упорно продолжала искать, пока не услышала: "Приезжайте, директор будет после обеда". И уже вечером мне предложили выйти в смену.
Заработок
Вот так я стала таксисткой. Условия фирмы — стандартные по городу. Необходимо отдать двадцать процентов от заработанной суммы, пятьдесят рублей за рацию и двадцать — диспетчеру смены. Со временем я поняла, что заработок не всегда зависит от частоты смен. Иногда в кармане остается 200, а иногда и 1000 рублей. Все зависит от опыта и умения ладить с клиентами.
Языком меня бог не обидел, поэтому вскоре появились постоянные клиенты, в основном женщины. Каждой из нас хочется поговорить о своих проблемах, а с кем, как не с посторонней таксисткой, это лучше всего? И выслушает, и совет даст, и не расскажет кому не надо.
Как говорили опытные коллеги, заработок зависит от фирмы, ее репутации, но в самые раскрученные можно попасть только по рекомендации. У них и "привозят" побольше — меньше 800—1000 рублей на руки не остается. В целом мужчины зарабатывали больше, на то есть свои причины. Я принципиально не возила наркоманов, хотя платили неплохо, не сажала пьяные и веселые компании — отсюда и минус.
Работа
Нужны были деньги, поэтому встала в график сутки через сутки. Через две недели организм объявил забастовку, глаза стали хуже видеть. Мой испуг развеяла знакомая врач-офтальмолог: все в порядке, просто надо отдохнуть. После этого стала менять график.
Вообще, таксисты — это особый народ. Готовый на выручку, способный помочь в трудную минуту, но и со своим чувством юмора. К примеру, мои просьбы в случае прокола колеса и других мелких поломок энтузиазма у коллег не вызывали. Так сказать, взялся за гуж — не говори, что не дюж. С другой стороны, постоянное общение с опытными водителями помогло немного разобраться, как и почему машина ездит. Поработав, я для себя сделала открытие, что иркутяне в целом народ не злой, открытый. Любят поговорить за жизнь, излить душу и большинстве случаев нормально реагируют на отказ от продолжения знакомства. Редко со смены возвращалась без шоколадок.
За все надо платить
Заработать побольше не удавалось, поэтому решила подрабатывать частным образом в свободные дни. Но не тут-то было. Стою в ожидании клиентов у Центрального рынка. Подходят дядечки и без объяснений приказывают валить отсюда. После беседы на повышенных тонах, с взаимными угрозами о причинении вреда автомобилю мне предложили встретиться с бугром, который все объяснит по понятиям.
Встреча состоялась — со страхом и яростью в груди я первая обрисовала ситуацию. Мол, если баба таксует, то, наверное, жизнь приперла. И что за мужики такие пошли?.. Мои доводы возымели действие. Проехав со мной, "командир" указал пару точек у Торгового комплекса, где я за малую долю могла спокойно дожидаться пассажиров.
Как меня кинули и облагодетельствовали
Суббота. 12 часов дня. В районе остановки "Волжская" на обочине у подземного перехода голосует мужчина лет тридцати.
— Слушай, помоги. Мою машину на Байкальском тракте раздолбила "Волга" ГАЗ-21. Надо поездить, деньги собрать на ремонт, а жена свою машину не дает. Плачу почасовую — 160 руб/час. Насторожилась, когда через полчаса поездки мне сказали: "Слушай, поехали на третий поселок за героином. Понимаешь, выпить не могу. Вдруг повторную экспертизу на алкоголь придется сделать? А расслабиться надо". (Конечно, сейчас я понимаю — бред полный! И надо было сразу его высадить, но желание помочь человеку оказалось сильнее.) Я честно призналась, что не знаю, где продают героин. Он показал дорогу, я дождалась пассажира и даже завезла его в аптеку. Единственное, что не позволила сделать, — спрятать чек в бензобаке. А потом я три часа каталась по городу, слушая истории, как забивают таксистов, как угоняют машины... Пока не поняла, что рассчитываться со мной никто не собирается и выходить из машины тоже.
Почему не позвала по рации на помощь? Не знаю. Может, растерялась, может, побоялась, может, просто неопытность сказалась. Но я не придумала ничего лучше, как остановить машину у трамвайной остановки на Декабрьских Событий и сказать, что если он не выйдет, то я разгоняю машину и бью ее пассажирской стороной о ближайший столб. Не поверил. Пришлось завести машину и нажать на газ. Испугался. Попросил остановить и вышел.
Перед первым сентября решила поработать трое суток подряд, чтобы заработать чуть побольше — ребенку в школу. Утром в 9.00 сдавала смену, ехала домой, спала три часа и снова выходила на сутки. Работать-то я работала, но вид был — сами представляете. И вот довожу вечером пассажира, он рассчитывается, смотрит на меня и спрашивает, что со мной. Объясняю, как есть. Слышу: "Подожди, не уезжай" — и через несколько минут кладет мне на панель 150 баксов со словами: "Езжай домой, отдохни". Друзья потом смеялись, что я самый дорогой таксист в Иркутске.
Не ходите, девки, в таксисты
Не наше все-таки это дело — работа в такси, если в ваших генах не заложено изрядной доли авантюризма. Надо иметь железные нервы, чтобы долгое время поджидать клиента. А если начинаешь ездить в поисках его — отсюда расход бензина. Общение с наркоманами также требует выдержки и повышенной внимательности, к тому же это небезопасно. Хорошо бы иметь с собой электрошокер, но он дороговато стоит.
Закончив с извозом, я посчитала примерный баланс доходов и расходов за это время. Вывод не утешительный. Содержание машины съедало большую часть заработка. На хлеб хватало, но на другие нужды уже не оставалось. В месяц накатывала около 10 тысяч километров, поэтому масло менять приходилось чаще, замена технических жидкостей, подвеска и прочее. Все это мужики делают своими силами — экономят на эксплуатации. Так что, если вы не автослесарь, машина встанет в копеечку. По опыту скажу: лучше сдать ее в аренду знакомому водителю или фирме.