Скупой платит дважды

Иркутские налоговики призывают автомобилистов самостоятельно обращаться в налоговую инспекцию, чтобы необходимые средства вовремя пополняли дорожный фонд

Прошел год после введения транспортного налога, заменившего ранее существовавшие налоги, — с владельцев транспортных средств и на пользователей автомобильных дорог. Раньше все было просто, без квитанции об уплате невозможно пройти техосмотр. Теперь контроль за уплатой транспортного налога осуществляют налоговики, и пока плательщики не торопятся с его уплатой. А в результате территориальный дорожный фонд, куда поступает в числе других и транспортный налог, недосчитывается приличной суммы, которую можно было бы потратить на ремонт дорог.

Законодатели заложили в консолидированный бюджет Иркутской области налог с 600 тысяч автомобилей, однако налоговая служба пока насчитала только 520 тысяч реально существующих. До 1996 года Госавтоинспекцией в базу данных информация вносилась не по имени владельца, а по номеру автомобиля. По словам заместителя начальника отдела камеральных проверок инспекции МНС России по Правобережному округу г. Иркутска Натальи Михайловой, зачастую в переданной налоговикам базе данных сведения не соответствуют реальным и подчас это происходит по вине автовладельца.
Например, если гражданин живет по новому адресу, а в техпаспорте числится старый. А налоговики приносят уведомление в соответствии с полученными данными. Не у всех автомобилей в базе данных ГИБДД прописана мощность двигателя. У первых партий японских автомобилей, привезенных в Россию, в техпаспорте вообще значится нулевая мощность. Для того чтобы исправить положение, владельцу придется обращаться в ГИБДД с заявлением об установлении мощности. Сейчас эта служба обеспечена каталогами, с помощью которых в большинстве случаев без особого труда удастся внести коррективы в техдокументы и базу данных. Сложнее тем, кто продал автомобиль по доверенности.
— Во всех спорных вопросах придется обращаться в ГИБДД, — говорит Наталья Валентиновна. — Эта служба и направит уточненные данные в налоговые органы. Просто исправить адрес или фамилию владельца налоговый инспектор не имеет права. Ему необходимо официальное подтверждение структуры, занимающейся регистрацией автомобилей и их владельцев.
Машины уже нет, а налог остался
Если транспортное средство было продано по доверенности до момента публикации федерального закона, которым был введен транспортный налог, — то есть до 29 июля 2002 года, то налогоплательщику надо обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства, представить копию доверенности и написать заявление, в котором уведомить налоговиков о том, что машина передана другому налогоплательщику.
Тем, кто копии доверенности не имеет, придется обращаться к нотариусу, выдавшему документ. У него в архиве второй экземпляр должен храниться в течение трех лет. Ведь доверенность выдавалась именно с таким предельным сроком. Тем, кто не сможет найти нового владельца или доказать передачу автотранспорта в другие руки, придется самому платить налог до окончания срока доверенности. По истечении его или машина вернется к вам, или гражданин, владеющий ею по доверенности, должен будет оформить документы на свое имя.
Тем, кто продавал автомобиль по доверенности уже после 29 июля 2002 года, придется труднее. От них уже не примут заявление о передаче машины другому лицу по доверенности. Ведь государство, опубликовав закон, предупредило, что налогоплательщиком признается тот, на чье имя зарегистрировано транспортное средство. И тут никакие отговорки о незнании закона не освободят от обязанности его соблюдения. Так что придется самому платить или опять-таки разыскивать нового владельца.
Сетовать в данной ситуации особо не стоит. Ведь схема продажи автомобиля по доверенности была распространена с целью уклонения от уплаты сбора за регистрацию автомобиля. Всем известно, что на эту процедуру нужно было потратить почти целый день и заплатить, например, 700 рублей. А можно было за час оформить, заплатив меньшую сумму за генеральную доверенность у нотариуса. К тому же никому не хотелось платить процент конторе, оформлявшей сделку купли-продажи. Вот люди и экономили. Теперь все, что они сэкономили (а может быть, и больше), придется отдать в виде транспортного налога на средство передвижения другого гражданина, который будет бывшему владельцу премного благодарен.
{Сумма налога в нашем регионе не так уж велика: если автомобиль старше семи лет и мощность его двигателя не превышает 100 лошадиных сил, начисляется по 5 рублей за одну лошадиную силу, если мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил, то по 7 рублей. Если автомобиль моложе семи лет — налоговая ставка немного выше. При мощности двигателя до 100 лошадиных сил за каждую из них начисляется по 9 рублей.}
В случае неисполнения обязанности по уплате налога налоговая служба сначала выдает требование, в котором уже начисляется пени — 0,053%, а с 15.01.2004 — 0,046% от суммы налога за каждый день просрочки.
Если автовладелец продолжает уклоняться от уплаты транспортного налога, его ждет взыскание в судебном порядке.
Начиная с 2004 года налогоплательщики — физические лица уплачивают авансовый платеж не позднее 15 сентября, а окончательно рассчитываются с государством не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
— Хотя находятся сознательные налогоплательщики, — говорит Наталья Валентиновна, — которые по собственной инициативе приходят в налоговую, чтобы решить вопрос начисления и оплаты налога. Мы призываем владельцев автотранспорта, не получивших уведомления, обратиться к нам за разъяснением. Заплатите налог вовремя, и дорожный фонд пополнится, а значит, на наших дорогах будет меньше ям и ухабов.