Человек с пихлом на крыше

Как заработать на прошлогоднем снеге

Сезонная работа для своего бизнеса тем и плоха, что она сезонная — это может быть не столько основным доходом, сколько работой по совместительству, приработком время от времени (точнее говоря — год от года). И хотя расхожая шутка утверждает, что "Хорошо в Сибири летом — целый месяц снега нету", ремесло высотного снегоуборщика в Иркутске не самое почетное и распространенное.

ЖЭК приглашает высотников
Решив освоить смежное ремесло уборщика снега с крыш, я по журналистской привычке стал обзванивать соответствующие структуры. Что у Довлатова названо — "пошел неверным путем будущего арестанта Гуревича". Захотите подработать снегокидалой — никогда так не делайте. В Иркутске четыре (по количеству округов) отдела коммунального хозяйства, и дозвониться в них невозможно — видимо, они сутками убирают снег с крыш сами...
Самый рациональный способ подрядиться на халтурку — пойти сдаваться в ближайший ЖЭК. Сезон снегоуборки начинается с февраля, когда начинается первое снеготаянье — что называется, с сосулек. Первым срочным делом начинают обрубать снежные наросты, нависающие на краях крыш. И уже затем начинается основная работа по уборке крыш. В этом есть свои профессиональные тонкости.
Никогда не убирают снег с шиферных крыш, потому что они хрупкие на морозе, очень скользкие и потому опасные. С таких крыш только обрубают наросты, если они нависают над пешеходными дорожками, ибо ответственность за сосульки и снежные глыбы, обрушившиеся на частных лиц и причинившие телесные повреждения, несет ЖЭК, на территории которого произошел инцидент. Основная работа по уборке снежных масс идет на мягкой кровле, то есть крышах, покрытых рубероидом.
Основная часть этой неблагодарной работы падает на плечи собственно работников ЖЭКов — дворников, плотников, разнорабочих. В их должностные обязанности это не входит и поэтому является отдельно оплачиваемой отраслью коммунального хозяйства, что дает ЖЭКам возможность нанимать халтурщиков и шабашников со стороны. И тут из кустов появляемся мы.
Работа эта плоха только одним — своей сиюминутностью и с точки зрения футурологии полной бесперспективностью, одно слово — сезонка. Зато это компенсируется большим количеством других благ — оплатой, техникой безопасности и инвентарем.
Во-первых, это ремесло не требует никаких предварительных инвестиций — весь инвентарь вам выдадут на месте.
Во-вторых, ЖЭК будет заботиться о вашей жизни, как не заботится о своей. Прежде чем человека допускают к работе на высоте, он должен принести справку из поликлиники по месту жительства, что он здоров, не страдает головокружениями и боязнью высоты и может быть допущен к работе на крыше. С бригадой шабашников обязательно должен работать мастер из ЖЭКа, который проверяет ТБ и привязывает страховкой человека к трубе. Правда, по этой причине в некоторых иркутских жилконторах не любят чужаков, нанимая их только в случае крайней нехватки рабочих рук.
И наконец, сладкое слово "оплата". Как оказалось, не такой уж это и низкооплачиваемый труд. В родном ЖКХ СО РАН в Академгородке мне посчитали, что по новым, только на прошлой неделе установленным расценкам за каждый куб снега, сброшенного с крыши, выплачивают по 11 руб. 55 копеек. Еще на позапрошлой неделе за тот же объем снегомассы платили по семь-восемь рублей. Высота снежного покрова на крышах сейчас в среднем полметра, поэтому одиннадцать рублей — это два квадратных метра.
Для примера: крыша стандартной девятиэтажки в один подъезд (то есть площадь крыши, под которой находятся четыре квартиры и лестничная площадка) оценивается в 4800 руб.