Ангарчанин спасал Киркорова от тараканов

Все столичные звезды для директора ангарского ДК "Современник" Валентина Головачева давно стали родными

Валентин Иванович Головачев — директор ДК "Современник" в Ангарске. Его творческий путь начался с игры на обыкновенной гармошке и привел к званию заслуженного работника культуры. В должности директора "Современника" работает Головачев с 1986 года. За это время он успел познакомиться едва ли не со всеми звездами российской сцены.

От дирижера — к директору
Валентин Головачев родился в Иркутске, здесь же закончил Иркутское училище и Восточно-Сибирский институт культуры по дирижерско-оркестровому отделению. В 1974 году, после службы в армии, отказавшись от распределения, устроился концертмейстером в "Современник". Потом взялся за должность художественного руководителя в то время популярного вокально-инструментального ансамбля "Россияне". Работал художественным руководителем самого Дворца культуры, а в 1986 году стал директором "Современника".
— В советское время культурное развитие не отличалось особой свободой творчества. Все подпартийно, заранее определено, выше своей ставки не прыгнешь. Когда я первый раз оказался за границей, в 1986 году, то понял, насколько отличается работа творческих людей за рубежом от нашей. Побывал в двадцати городах тогда еще ФРГ, увидел, что там люди по-настоящему заинтересованы в творчестве, даже с материальной точки зрения. У нас же для каждого культурного работника была определена постоянная ставка, ты хоть лоб расшиби, а выше этой ставки не прыгнешь, инициатива наказуема.
Перестройка и вовсе выбила культурное творчество из колеи. Тогда "Современнику" было нелегко, но все же удалось сохранить и даже приумножить свой творческий коллектив: если до перестройки во дворце работали 1250 человек, то теперь около 3000. Народные ансамбли, два классических камерных оркестра, хор — эти коллективы способствуют тому, чтобы городская культура не стала окончательно коммерческой. Кроме того, руководство "Современника" плотно и постоянно работает со столичными артистами.
Артистов возили на старенькой "Волге"
По словам Валентина Головачева, чтобы дойти до нынешнего уровня организации концертной деятельности, после перестройки пришлось буквально начинать все с нуля.
— До перестройки всем заведовала Иркутская филармония, существовала распределительная система. В филармонию приезжал какой-либо артист, а они потом уже распределяли его выступления по остальным городам. Когда началось перестроечное время, организацию концертов пустили на самотек: этим просто-напросто никто не занимался. Образовался своеобразный вакуум. Приезжали всякие аферисты, собирались деньги, организовывались концерты, которые потом не проводились. Например, в Иркутске объявили приезд Винокура, продавали билеты, но выступления не было — артист сам даже не знал об этом.
И тогда Валентин Головачев решил самостоятельно организовывать гастроли столичных звезд в Ангарске.
— Поначалу было очень и очень тяжело. Все упиралось в отсутствие материальной базы: начиная от автотранспорта, питания и проживания до аппаратуры. Мы купили старенькую "Волгу", чтобы перевозить артистов. На шофера денег не было, пришлось мне самому сесть за руль. Однажды в середине января мы пригласили в Ангарск довольно-таки известную тогда певицу Наталью Гулькину. Были очень приличные морозы, и пока я вез артистку по городу в этой "Волге", заморозил ее и сам замерз до костей. Не было у нас и хорошей гостиницы, так что звезд расселяли где могли.
Филиппа Киркорова спасали от тараканов
К требованиям звезд относительно организации своего проживания Валентин Головачев относится весьма внимательно.
— Многие называют некоторые требования артистов излишними капризами, но я считаю, что ко всем условиям, которые предъявляет известный человек во время своего приезда, стоит относиться уважительно. Люди, добившиеся своим трудом популярности, справедливо требуют к ним внимания и уважительного отношения.
На тему условий проживания звезд на памяти Головачева есть одна забавная история.
— Практически все организаторы концертов знают, что Филипп Киркоров ужасно боится тараканов. Когда у него были гастроли в Красноярске, в гостинице, где он жил пробежал один таракан. Из-за этого Киркоров сорвал гастроли в Красноярске, по Сибири и Дальнему Востоку. Когда через три года мы пригласили его в Ангарск, я, зная об этой ситуации, строго наказал: проверить, чтобы в том коттедже, где будет жить Филипп, не было ни одного насекомого. Встречаем Киркорова, везем его на обед в коттедж, где уже накрыты столы. Спускаемся по лестнице в гостиную, я иду впереди, за мной Киркоров... И вдруг по столу бежит таракан! Филипп завизжал, закричал и упал в кресло. Все растерялись. Я, чтобы спасти ситуацию, ему говорю: "Знаешь, Филипп, у нас здесь нет тараканов, это вы, по-видимому, с собой привезли". Концерт все-таки состоялся, а Киркоров, когда уезжал, сказал мне: "Валентин, я не думал, что ты наберешься такой смелости и наглости, чтобы сказать мне, что я собой тараканов привез".
Любовь Успенская отравилась рыбой
Как правило, концерт может не состояться по одной причине: не продано достаточное количество билетов, чтобы собрать зал. Но иногда бывают и форс-мажорные обстоятельства, из-за которых концерт может быть отменен или перенесен.
— Известно, что Люба Успенская очень любит рыбу. Каждый раз, приезжая в Иркутск или Ангарск, она не упускает возможности угоститься местным омулем. В очередной гастрольный тур, только встретив певицу в аэропорту, мы сразу же вместе с ней поехали на рынок, чтобы купить рыбы. Накупили много омуля, а когда уже подъезжали к Ангарску, Люба увидела стоящих у дороги молочников и решила прикупить еще и молока. Потом, как полагается, поселили певицу в коттедже, дали время подготовиться к концерту. Семь часов вечера, начало выступления, зал полон, а Успенской нет. Ждем десять, пятнадцать, двадцать минут. Через полчаса мне звонит Люба. Оказывается, она съела соленую рыбу, запила все это парным молоком и у нее случилось несварение желудка. Потом, хоть и с большим опозданием, Успенская все-таки вышла на сцену и выступила, несмотря на неважное самочувствие.
Не так давно в Ангарск не приехала и заявленная труппа Дмитрия Нагиева с театральной постановкой "Кысь", так как несколько актеров заболели гриппом.
Не стоит обращать внимания на московские приколы
За восемнадцать лет руководства "Современником" и работы со звездами у Валентина Головачева сложились дружеские отношения со многими столичными артистами. Например, своим другом Головачев без сомнений может назвать Владимира Шульгина, который регулярно приезжает со своими подопечными в Ангарск. По мнению Валентина Ивановича, при общении с популярными людьми главное — это равные отношения.
— Надо учитывать и уважать все требования артистов, но при этом вести себя достойно и разумно. Многие звезды, когда в первый раз приезжают в какой-либо некрупный город, выкидывают всякие свои столичные фишки: завышают требования, ведут себя так, как будто они приехали не работать, а в гости. Это так называемые московские приколы: артист впервые приезжает в какой-либо город и выдвигает в качестве требований все, что ему заблагорассудится. Здесь организатору главное — повести себя правильно, урегулировать все с позиции разума и деловых отношений, иначе тебе сядут на шею и будут ездить, постоянно предъявляя какие-то претензии.
Главное, чему руководитель "Современника" всегда уделяет повышенное внимание, это звуковая аппаратура. Приезжие звезды все чаще поют вживую, например Агутин и Варум, соответственно требования к технике предъявляются огромные. Чаще всего поют под минусовку, когда звуковое сопровождение уже записано заранее. Под фанеру выступают только уж совсем неопытные молодежные группы.
— У нас еще много работы. И главное — это постоянно работать над звуковой аппаратурой. Это очень важно, так как для выступления некоторых певцов, например Витаса, который в скором времени посетит Иркутск, наше техническое оборудование еще пока не подходит.
Несмотря на напряженный график, все трудности, связанные с работой во Дворце культуры, отнюдь не столичного масштаба, Валентин Иванович Головачев искренне любит свое дело и с долей шутки называет творческую среду "болотом, из которого он уже никогда не вылезет".