Первый гаражный кооператив в Иркутске

Те автолюбители, кому как минимум за тридцать, хорошо помнят совковые времена, когда такие понятия, как "кооперативная квартира" или "гэдээровская стенка" приводили строителей коммунизма в возбужденное состояние. Одним из этих блатных понятий было вожделенное словосочетание "гаражный кооператив". О битвах, разворачивающихся за обладание вожделенным боксом в кооперативе, люди XXI века могут узнать из рязановского фильма "Гараж". Кто бы мог подумать, что само понятие "гаражный кооператив" в Иркутск пришло задолго до совка, да и вообще до установления советской власти в России. Мы нашли немногочисленные останки первого в Иркутске гаражного кооператива.

Первые автомобили в Иркутске стали появляться в 1914 — 1915 годах. Вольно трактуя историю автомобилизации Иркутска, можно сказать, что пьяные купчины (а по соразмерности цен стоили тогда автомобили так же, как сегодня что-то типа джипа "Лексус") носились по Иркутску и сбивали непуганых пешеходов — правил дорожного движения тогда еще не было, как, впрочем, и инспекторов ГАИ-ГИБДД с полосатыми палочками.
Первый объект сегодняшнего иркутского Гиннесс-клуба — Иван Николаевич Алексеев. Купец, владелец галантерейных магазинов, он один из первых привез в Иркутск автомобиль, и он же — основатель первого гаражного кооператива и первой автошколы в Иркутске. В начале 1915 года Алексеев решил упорядочить дикое движение автомобилей, которые в Иркутске плодились со скоростью тараканов на грязной кухне.
Первые автошкола и гаражный кооператив, тогда называвшиеся "Практические курсы шоферов при первом автомобильном гараже", находились на улице Преображенской — ныне ул. Тимирязева. Сегодня уже нельзя определить точное место, где она находилась. История также умалчивает, как происходило обучение. Известно, что школа сразу получила горячее одобрение иркутского губернатора и пользовалась большим спросом горожан.
И еще один любопытный документ, ныне хорошо знакомый каждому автолюбителю — "Свидътельство" за нумером 43. Это и есть автомобильные права, а если судить по номеру — то и одни из первых, выданных на руки в Иркутске. И наверняка единственные сохранившиеся.
P.S. Благодарим за содействие сотрудников музея истории города. Материалы предоставлены с выставки "Иркутское купечество: штрихи к портрету".