Дети шли по морозу двое суток

Побеги воспитанников илирского интерната становятся привычным делом

Обморожение первой и второй степени плюс простуда — такой вердикт вынесла фельдшер Харанжинской поселковой больницы подросткам, которые сбежали из школы-интерната в поселке Илире Братского района и двое суток шли пешком до поселка Харанжино. Беглецы преодолели расстояние более ста километров и ночевали прямо на снегу. Впрочем, сами подростки ничего особенного в своем поступке не видят. Подобным образом они ходят к лишенной родительских прав матери уже три года.

Иван Доронин находится дома уже более двух месяцев. Он сбежал из Илира еще до наступления холодов. "Меня там побили, — говорит он. — Я добрался сначала до Братска, там переночевал, а потом сюда — в Харанжино". Соответственно, два месяца Иван не ходит в школу. И хотя его давно должны были забрать от лишенной родительских прав матери, никто этого не делает.
Старший брат Ивана, 18-летний Андрей, младшая сестра Катя и ее подруга Галя отправились из Илира в самый мороз. В результате Андрей отморозил ухо. Как отметила Людмила Зайнуллина, детский фельдшер поселковой больницы, у него обморожение второй степени. Андрей уже год как не является воспитанником интерната, в Илире он проживал у знакомого, с которым, как говорит, "делал машины и всякое разное там".
У Екатерины видимых последствий двухсуточного похода пешком нет. Но в медицинском заключении записано, что у нее первая степень обморожения обеих ступней. Тот же диагноз и у ее подружки, Нуруллиной Гали. Распухшие ступни в шерстяных носках сейчас вмещаются только в валенки. Более ста километров она шагала в сапогах из кожзаменителя, в них же и ночевала возле костра.
От одного вида одежды, в которой беглецы пришли домой, становится холодно. Осенняя курточка с большой дырой на спине, легкий пуховик, плюшевое пальто, китайские кроссовки с давно треснувшим верхом, стоптанные ботиночки. Как в этом можно идти и тем более ночевать в лесу — непонятно.
Впрочем, причина, по которой девчонки решились бежать, известна. Как говорит Катя, "в интернате процветают воровство и избиения. А педагоги, если мы сбегаем, приводят нас обратно и колют аминазин. Я чуть два раза не умерла от этих уколов." Косвенно слова девушек подтверждают и члены комиссии. Ирина Быргазова, председатель женсовета п. Харанжино, сообщила, что у девочек зафиксированы следы побоев: "И вообще, они говорят, что в интернате старшие постоянно издеваются над младшими. Видимо, поэтому они решили, что им будет лучше дома. Судьбой детей Дорониных мы будем и дальше заниматься. И необходимо, чтобы соответствующие органы провели проверку".
Мама Ивана, Андрея и Кати выражает свои эмоции более экспрессивным языком: "Я не могу больше гробы таскать. Разве я для этого их растила? (Старшие сыновья Дорониной погибли в поножовщине. — Прим. авт.) Я же не гулящая какая-то, не пью. Зачем меня их лишили, родительских прав-то? Разве бы они ко мне бежали, если им здесь было плохо?"
Впрочем, родительских прав Татьяну Доронину лишили именно из-за постоянных пьянок. Сейчас, по словам участкового Артура Ишумбаева, "она вполне положительна, но как долго это продлится — неизвестно". Односельчане же в оценке не стесняются: "У нее же дети предоставлены сами себе. Как гуляли, так и гулять будут. А потом и воровать полезут, когда есть нечего станет".
Главный специалист по охране прав детства отдела образования администрации Братского района Вера Пахомова говорит, что все дети Дорониной имеют склонность к бродяжничеству. "Сбегали они и из социального приюта "Олененок", куда их поместили после лишения матери родительских прав. Сбегали и из Илирской вспомогательной школы, куда их перевели после медицинского обследования. Конечно, факт, что дети получили обморожения, будет проверен. Как будут проверены и условия жизни в интернате".
Любопытно, что о побеге подростков в отделе опеки узнали только в понедельник — 26 января. Воспитанники интерната ушли из Илира, как они говорят, еще 20-го, сразу после занятий в школе. По инструкции об этом должны немедленно сообщить в милицию и в отдел опеки. Но в пятницу, 23 января, когда дети были уже дома у матери, интернат с проверкой посетили представители районного отдела образования и и. о. начальника отдела по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних Братского РОВД Наталья Селина. Им о побеге не было сказано ни слова. Более того, как сообщила Наталья Селина, условия во вспомогательной школе таковы, что дети находятся практически без контроля.
Директор Илирской вспомогательной школы Александр Соловьев в беседе по телефону эти факты отрицал. По его словам, "отсутствие кого-либо из воспитанников более двадцати минут будет сразу же замечено. И с 22-го числа мы вплотную занимаемся поиском Кати Дорониной и Гали Нуруллиной. С воспитателей уже взяты объяснительные, и мы сообщили в милицию в поселок Покосный и в Тулун. Если бы мы знали, где находятся дети, то немедленно бы за ними выехали".
Вынести оценку этому происшествию и действиям педагогического персонала вспомогательной школы может только специальная комиссия. Нас заверили, что обязательно пригласят и журналистов, чтобы они все могли увидеть своими глазами.