Тысячи иркутян искупались в крещенский мороз в водохранилище

19 января православный люд празднует Крещение Господне, или Святое Богоявление. В этот день, а по старому стилю 6 января, Иисуса Христа, по преданию, крестил в Иордане Иоанн Предтеча.

Считается, что когда Иисус вышел из воды, небо разверзлось и все услышали глас Божий: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение".
Поэтому праздник этот называется еще и Богоявление: народу явилась Святая Троица — Бог-отец, Бог-сын и Святой дух в виде голубя.
По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас.
С той поры повелось в день Богоявления крестить народ в водоемах и освящать воду. Богоявленская, или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая во время болезни.
Все эти традиции дошли до наших дней, но несколько видоизменились. 19 января нынешнего года служители Александро-Невского храма окунали иркутян в прорубь-иордань с головой, причем проделывали это три раза.
В Иркутске появились снежные часовни
Александро-Невский храм начал подготовку к Крещению задолго до праздничного дня. На льду Иркутского водохранилища воздвигались снежные часовни. На строительство ушло 12 КамАЗов снега.
Руководил проектом актер театра народной драмы Вадим Семенов, архитектор по специальности.
Три часовни были построены силами прихожан — в центральной и самой большой сделали небольшое углубление и установили туда икону Святой Троицы.
В водохранилище бензопилой вырезали три проруби-иордани. Извлеченные кубики льда пошли на сооружение своеобразного забора. За это ограждение людей не пускали до тех пор, пока настоятель храма отец Марк не освятил воду.
Когда после службы крестный ход из храма достиг снежных часовен и отец Марк освятил воду, народ возле проруби, предназначенной для крещения, начал скидывать с себя одежды.
Не заплывайте за буйки
Градусов 20 мороза не помешали желающим принять крещение. Даже маленьких детей отец Марк с помощником окунали в прорубь с головой.
Некоторые представители сильной половины человечества ныряли под лед самостоятельно, а выбравшись, неизменно поизносили одну и ту же фразу: "Ух, хорошо".
Всего таким способом покрестились около 15 человек — и это только прихожане Александро-Невского храма.
После обряда в двух прорубях стали купаться все желающие. Поток моржей не иссякал до самого позднего вечера, и подледным плаванием 19 января позанимались несколько тысяч иркутян.
Чтобы они не заплывали далеко, были сделаны специальные ледовые заграждения.
Купальщики-новички выскакивали из воды как пробки из бутылок шампанского. Бывалые плавали немного дольше.
— Раньше у русских на Крещение была такая игра — кто дольше в проруби просидит, — рассказал Вадим Семенов. — Чтобы победить, разные хитрости придумывали — гусиным жиром мазались.
Сейчас, наверное, таких смелых не сыскать. Залезть в воду в условиях такой погоды и такого сервиса — уже подвиг.
После заплыва все надевают одежду на мокрое белье — переодеться негде, если приехал не на собственной машине.
Однако те, кто не раз испытал на себе всю прелесть поездок в общественном транспорте в мокрых портках, уверяют, что еще ни разу не простудились. Говорят даже, что после такого купания три дня чувствуется тепло — будто что-то изнутри греет. Думается, защитные силы организма...
Святая вода из люка
Пока народ купался в двух прорубях, третья, изначально предназначенная для забора святой воды, бралась штурмом. Страждущие с пластиковыми бутылками, стеклянными банками и железными канистрами рвались к иордани так, будто воды в водохранилище на всех не хватит.
И действительно, чтобы в Александро-Невском храме воды на всех хватило, служители искали за забором колодец, долбили ломом лед в разных местах.
Потом к открытому люку подтянули пожарный шланг, и в церковь пошла вода.
— Ее смешают со святой, и вся она будет святая, — объяснили в храме.
Девушка-звонарь всегда затыкает уши ватой
По окончании службы в районе управления ГЭС и Мухиной раздался звон колоколов. На колокольне Александро-Невского храма, уносимая всеми ветрами, держалась за веревки хрупкая девушка.
— А я вообще-то не звонарь, — сообщила Елена. — Просто у нас в храме все звонить умеют — и матушка звонит, и дети батюшкины, и все, кто поет на клиросе. Дело-то нехитрое, главное — ритм чувствовать.
Чтобы соблюсти каноны, нужен большой набор колоколов. А в Александро-Невском всего шесть — два больших и четыре маленьких. Поэтому звонят обычно десять минут благовест (зазывают) и десять минут трезвон — это кто как умеет.
Елена говорит, что трезвон у нее не очень-то хорошо получается. А в храме и без звона обязанностей хватает. Во-первых, она казначей, по-мирскому главный бухгалтер. Потом она еще читает и поет на клиросе.
Хотя Елена окончила политехнический университет по специальности инженер-теплоэнергетик, в церкви работать ей нравится больше. Однако служба эта не из легких.
— Когда идешь звонить, нужно очень тепло одеться, закутать лицо, — рассказывает Елена. — Без ваты в ушах нельзя на колокольню подниматься. У меня как-то не было под рукой ваты, так я, можно сказать, контузию получила. Была частичная потеря слуха и что-то вроде сотрясения. Но прошло это все достаточно быстро. А звонить лучше всего вдвоем — так и легче, и качество звучания лучше.
В день Крещения Елена тоже окунается в прорубь, только вечером.
— Мы всем приходом после вечерней службы идем к иордани, купаемся. А вода святая в церкви всегда есть, но и дома она тоже нужна — утром пить натощак от болезней, кропить помещение, вещи новые. Откуда, думаете, пришло выражение "обмыть что-либо"? Это и есть окропление святой водой.
Церковные служители заверяют, что не знают случаев болезней после купания в проруби даже в лютый мороз. Но при этом замечают: "Телесные болезни по сравнению с душевными — ничто".
Католики не считают, что 19 января вода становится святой
Как рассказали "СМ Номер один" в кафедральном соборе Непорочного Сердца Божией Матери, в католицизме Крещение и Богоявление — это два разных праздника.
Богоявление отмечается 6 января, и в некоторых странах Европы день называется еще праздником трех королей — в этот день Бог явил себя трем волхвам, мудрецам с Востока.
Крещение же отмечается 11 января и знаменует собой крещение в Иордане. Вода в этот день не считается святой. Хотя католики и используют в своих обрядах святую воду, определенного дня ее забора из водоемов не существует.
Крещение в этот день тоже обычно не производится. Католики обычно крестят на свою Пасху. Набирается группа, которая проходит обучение и к крещению подходит уже со знанием основ веры.
В другое время могут крестить младенцев, и то если родители католики и способны самостоятельно передать ребенку свои знания.