Святки по-чувашски: праздник овечьего духа

Деревни гуляют. Не просохнув еще после Нового года, отметив Рождество в перманентном состоянии, а также Старый Новый год, о котором на селе никогда не забывают, подошли к рубежу — после Крещения гуляют еще пару дней и баста, пора работать.
В Зиминском районе, который первым в области принял программу сохранения культурного наследия и свято чтит народные праздники и обычаи, гуляния поставлены на широкую ногу и по возможности регламентированы. Здесь в деревнях — от старинного русского Кимильтея до столыпинских Батамы и Самары — работают клубы, ансамбли и центры досуга. В одну из таких деревень, в чувашские Новолетники, которая славится народным ансамблем, мы отправились в надежде увидеть диковинные народные традиции.

Чувашские колядки добрее русских
Новолетники, большая деревня с одноэтажным панельным микрорайоном ("микрашкой", по-местному), от близлежащих внешне ничем не отличается. Но здесь живут в основном чуваши. Есть чувашский центр, энтузиасты из бывших учителей преподают школьникам родной язык. Два близлежащих села, Первоуспенское и Третьеуспенское, тоже чувашские. В последнем только две семьи русские.
Заехали прямиком к главному культурному работнику села — завклубом Валентине Якшимуратовой. Когда-то Валентина Павловна работала главным зоотехником на большом животноводческом комплексе. А потом, как сама, смеясь, рассказывает, "из навоза шагнула в культуру". А от комплекса остались к сему времени одни стены.
Мы появились не совсем вовремя — совсем недавно у нее погиб муж, к тому же она ждала возвращения из Чечни сына. Служить по контракту в Новолетниках модно. Несмотря на переживания, Валентина Павловна приняла нас радушно:
— Народные традиции хотите? Колядки? Расскажу. Лет шесть назад все было организовано, работники у меня были маленечко лучше. Мы писали объявления, сообщали, что идет колядование, просили, чтобы люди готовили пирожки и зацепляли собак. Делили улицы, кто на какой колядует. Нас хорошо встречали. Сейчас кто как хочет, тот так и ходит. Дети в основном. Но мы с клубными работниками колядуем четко по программе. Все слова заранее раздаем, учим.
...Строго говоря, Рождество смешалось у местных чувашей с национальным праздником Сурхури. Этот древний праздник уже давным-давно отмечают в канун православных Святок. В это время девки гадали на овцах: заходили в темный хлев и хватали за ногу кого придется. Если баран — выйдет замуж. В Новолетниках и других чувашских деревнях сейчас такого не практикуют — овец-то нет.
— Чем чувашские колядки отличаются от русских?
— От русских вроде ничем не отличаются — с виду. Но язычество свое. Сурхури — овечий дух. И колядки у чувашей более доброжелательные. Восхваляют Бога, благодарят за урожай. У русских другая коляда — с угрозами. Девчонки вчера приходили пели: мол, не дашь чего-нибудь, так корову за рога уведем. А вот помню, по юности мы к старым людям приходили колядовать, и они почему-то старались нас в подполье запустить, чтобы мы туда упали.
— Страшные истории принято у вас рассказывать на Святки?
— Я еще девчонкой была и жила в соседней деревне, рассказывали историю про маленького белого ягненка, который может ночью увязаться за тобой. А утром под окнами все копытцами нахожено. Мне тогда все подружки завидовали, что я близко от клуба жила.
...Держатся народных традиций довольно трудно. Пожилых жителей становится все меньше (самой старшей жительнице 97 лет), а молодое поколение и языка толком не знает. Что и говорить, если в самой Чувашии в городах говорят на русском. Валентина Павловна сама выезжает на разные чувашские мероприятия, собирает традиции и сумками везет сюда литературу.
— Ездила тут на пятый конгресс чувашей в Чебоксары, мирового, кстати, значения. Там столько литературы было. Мне ни район, ни область ни копейки денег не дали, так я на свои книжки покупала.
Машина на шее
Для воссоздания праздничной атмосферы в Новолетниках активно используют национальный антураж — национальные костюмы. Одна из пожилых жительниц деревни сохранила еще прабабушкино национальное платье. Бывшая учительница Наталья Николаевна, которая в 71-м году приехала в Сибирь по распределению с Волги, долгое время руководила ансамблем, которому присвоено звание народного, а сейчас ушла на покой и только контролирует разучивание песен на чувашском — ставит произношение артистам. Наталья Николаевна охотно продемонстрировала свое национальное одеяние. Некоторые детали туалета, например нагрудное украшение, расшиты серебряными монетами начиная от 1814 года.
— Мне как-то сказали, что на шее я ношу целую машину.
— Есть у вас самый запомнившийся рождественский праздник?
— Да, это было во время войны. Отец наш был бригадиром трактористов, и перед уходом в армию он хорошо поработал и обеспечил. И перед Рождеством мать отправляла нас, детей, одаривать зерном соседей, чтобы у всех было что поесть.
...В селе сохранилось не много старинных костюмов. Местные рукодельницы шьют и вышивают наряды сами. В Чувашском центре досуга занимаются разные кружки, например по бисероплетению, где дети из бисера мастерят разные вещицы, национальные женские головные уборы.
Тарасун по-чувашски
За сто лет сибирского житья-бытья все понамешалось с русскими и бурятскими традициями. Так, что мутную самогонку здесь называют не иначе как бурятским словом "тарасун". Тарасуну предпочитают здесь прозрачную как слеза комсомолки бодрящую жидкость. Тоже самогонку, но по рецепту современному — дрожжи и сахар. Ею Новолетники славятся. Пьют самогонку на все праздники, выставляют на столы вместе со знаменитым чувашским пивом. Валентина Якшимуратова угощает нас современным вариантом напитка:
— Она прозрачная, как окинская вода. У нас все чистейшее. Самогонку теперь в доильном аппарате гонят.
А деды раньше пшеницу настаивали. Промалывали ее, кипятком запаривали, чтобы сладкая стала (даже с медом ее сравнивали), квасили. Сахару-то не было столько, как сейчас, — хоть мешок сыпь. Помню, когда мать умерла, мне четыре года было. И отец частенько нас в деревню Первоуспенскую возил к деду. И пили они там из неграненых стаканов в любой день белую самогонку.
...Кроме самогонки здесь к праздникам готовят пиво. Традиционно домашнее чувашское пиво — не горячительный напиток, его могут пить даже дети. Пиво скорее элемент культуры. В Чебоксарах, центре Чувашии, есть даже музей пива. Но сейчас градус в пиве появился — куда ж без градуса.
— Осенью мы проводили национальный праздник. Наготовили самогонки и целых шесть фляг пива. Для пива вперед, осенью, делают квасы, варят из свеклы, морковки, картошки. В хлебы формуют, а когда уже зимой варят пиво, отрубают сколько надо на флягу. Ну и немножко дрожжи добавляют.
Пиво варить собираются новолетниковцы на Крещение. Тогда, в ночь с 18-го на 19-е, ожидается завершающий аккорд новогодних праздников.
За святой водой ходят организованно
— Вообще-то у нас раньше до 13-го вообще не сильно гуляли. На Старый Новый год как-то больше. А на 18—19 января в прошлом году видели бы, что было! С девяти часов я вела дискотеку, потом объявила: вперед идем на гадание, а потом организованно за святой водой..
В чувашском центре большие карты нарисовали, посадили гадалку. Еще другие гадания — центровое, материальное были. Все это в полутьме, при свечах, чуть скатерть не спалили. А потом поток людей — кто с ведрами, кто с банками — потянулся к проруби. Очередь была в течение часа.
Священник при этом бывает?
— Сейчас нет.
А кто прорубь крестит?
— Мы как работники культуры идем и крест накладываем. У нас был отец Анатолий из зиминской церкви. Но взял семью, двух-трех беспризорных и ушел в Саяны. Далеко батюшка, не доберешься. Летом туда, конечно, плавают.
К нам батюшка другой приезжал, рассказывал, что отца Анатолия вся церква осуждает. Оказывается, священники должны с народом быть и не должны отчуждаться от людей. Третий год уже Анатолий там. До такой степени он праведный был! Я два года к нему ходила, чтобы покреститься... Удивлялась я его порядочности.
Есть у вас на Крещение какие-то поверья или обычаи?
— Так ничего. Только вот люди стреляют на Крещение — все, у кого ружья есть. Вроде как отпугивают злых духов. Я еще в Третьеуспенской жила, и родственники у нас гуляли. И вот пальнули так, что парню, стоявшему на крыльце клуба, что напротив нашего дома был, в ноги и в пах попали. И женщина одна потом прямо зубами вытаскивала дробинки.
Чем принято угощать на Крещение и на Святки?
— У нас в семье всегда был жареный горох. Я у бабушки спрашивала: почему обычно жареный горох невкусный, а на Святки вкусный. Сейчас про горох забыли все... Да что спрашивать-то! Вы приезжайте, мы вам такой национальный праздник устроим! И за святой водой на прорубь сходим, и погадаем. А пока выпьем давайте. За Иисуса Христа...