Скотоводческие заговоры

Житель Эхирит-Булагатского района бесплатно получил 30 овечек-ярочек
— Владимир Маглаев давно работает на селе, умеет достигать поставленных целей. Это человек, который чётко выполняет свою работу, и у него есть все необходимые условия для содержания овец, — отметил Зоригто Батуев, настоятель Усть-Ордынского дацана
— Владимир Маглаев давно работает на селе, умеет достигать поставленных целей. Это человек, который чётко выполняет свою работу, и у него есть все необходимые условия для содержания овец, — отметил Зоригто Батуев, настоятель Усть-Ордынского дацана

Испокон веков в традиционной культуре кочевое скотоводство являлось основным занятием монгольского и бурятского народов. Они разводили лошадей, коров, коз, верблюдов и овец. У хоринцев и агинцев было сильно развито коневодство, а в некоторых хозяйствах агинских, хоринских, селенгинских и аларских бурятов содержались верблюды. Известно, что в бурятской культуре существует пять священных животных (табан хушуун мал) – верблюд, лошадь, бык, коза и овца.

Древняя порода овец буубэй

Особое внимание занимают овцы древней бурятской породы буубэй. Они неприхотливы, достаточно крепкие, подвижные, с отличной белой шерстью и с хорошим материнским инстинктом. Считается, что этой породе не нужны тёплые крытые помещения, и круглый год они пасутся самостоятельно, добывая себе пищу. Именно эту породу выбрали для проекта «Социальная отара».

Напомним, этот проект взял своё начало ещё в 2012 году в Бурятии. Тогда глава Буддийской традиционной сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев благодаря финансовой помощи президента РФ закупил 10 тысяч овец бурятской породы буубэй и раздал фермерам в Бурятии для увеличения поголовья.

Главное условие этой программы – безвозмездно отдать на разведение одному из местных жителей, который, по условиям договора, через два года передаст такое же количество поголовья следующей семье. Программа оказалась настолько успешной, что сегодня в Бурятии раздают не по 100 голов, а по 1000.

На сегодняшний день помимо буубэй в Бурятии разводят монгольскую курдючную, тувинскую, калмыцкую, эдильбаевскую и длинношёрстную породы овец.

Работу нужно любить

Проект «Социальная отара» стал настолько востребован, что с 2014 года стал распространяться в Забайкальском крае и Иркутской области. Порядка 300 голов было завезено в Аларский, Баяндаевский и Эхирит-Булагатский районы, которые сегодня продолжают активно развивать овцеводческое направление.

Фермер Борис Сахиров из Эхирит-Булагатского района за последние два года увеличил поголовье в четыре раза, сегодня у него в хозяйстве более 300 голов. На прошлой неделе он передал 30 овец-ярочек Владимиру Маглаеву из села Новониколаевск, который уже 27 лет ведёт личное подсобное хозяйство.

– Если человек хочет поучаствовать в этом проекте, в первую очередь мы смотрим на его род деятельности, его возможности и, конечно, внутренний настрой – сможет ли он справиться с этой задачей, так как это каждодневный труд. Владимира Маглаева выбрали, потому что он давно работает на селе, умеет достигать поставленных целей. Это человек, который чётко выполняет свою работу, и у него есть все необходимые условия для содержания овец, – рассказал нам Зоригто Батуев, настоятель Усть-Ордынского дацана.

Как отметил Владимир Маглаев, успех проекта «Социальная отара» зависит от самих людей, которые берут животных.

– Когда у фермера Бориса Сахирова увеличилось поголовье овец до нужного количества, Зорикто лама сказал, что пора передавать следующей семье. Но в последний момент люди отказались, так как это большая работа и ответственность, поэтому предложили мне. Чтобы расплодить овец-ярочек, нужно минимум два года. Такую работу нужно любить, чтобы выполнять её с полной самоотдачей.

Владимир Маглаев не стал брать 100 овец, а взял 30, так как раньше он не занимался овцеводством, но всегда хотелось попробовать.

Гуутэ

Как правило, количество скота зависит от урожая, поэтому труженики сельских хозяйств смотрят на небо и на землю. Если урожай плодородный, скот можно увеличить, а если урожай плохой, думаешь, как бы его сохранить. По закону природы, овца-ярочка может окотиться два раза в год, но бывают случаи, что окот происходит один раз в год. Поэтому нельзя сказать, сколько голов народится через два года. 

Примечательно, что у восточных бурятов существовали тээгэ – скотоводческие заговоры или магические заклинания овец или другого скота. Исполнялись они только в исключительных случаях, если самка овцы не принимала своего новорождённого детёныша, то её «уговаривали» его принять. Либо если мать погибала, то заклинания применяли, что приучить его к чужой овце.

По традиции женщина-хозяйка обмазывала детёныша материнским молоком и слизью и, поднося его к овце, нежным голосом пела тээгэ, таким образом пытаясь вызвать в овце чувство жалости и сострадания, чтобы она приняла беззащитного ягнёнка.

Заговоры представляют собой пропеваемые внеязыковые слова-символы, связанные с конкретным видом домашних животных: овцой (тойго / тээгэ / гуутэ), коровой (оог), козой (шууга / шуу) и кобылицей (хури).

Одно из таких ценных и редких заклинаний было записано автором в 1980 году в селе Могсохон Кижингинского района Бурятской АССР, которое исполнила хори-бурятка Ц.Б. Батомункуева.