Скользкая тема

В первую ночь наступившей зимы Иркутск наконец засыпало снегом. По данным метеорологов, с 1 на 2 декабря выпало около 40% месячной нормы осадков. Еще недавно горожане сокрушались по поводу малоснежья, теперь же беспокоиться о вымерзающих растениях не нужно. Однако снежная ночь порадовала далеко не всех — утром в понедельник город встал в пробках, а в Шелеховском районе на несколько часов закрыли движение для большегрузов. Традиционная «зимняя» критика тут же обрушилась на дорожников и хозяйственников — автомобилисты возмутились состоянием дорог, покрытых снежной кашей, а пешеходы жаловались на скользкие тротуары.

Жаловаться будут всегда

О том, как чистят город от снега, мы поговорили с главным инженером МУП «Иркутск­автодор» Андреем Пономаревым.

— Андрей Николаевич, пожалуй, это первый такой сильный снегопад нового зимнего сезона?

— Первый снегопад уже был, но не такой интенсивный, и горожане его почти не заметили. Трудности тогда были только на подъездах к городу — там службы припозднились с очисткой. Про то, что в ночь на понедельник ожидается большое количество осадков, мы знали — метеорологи нас вовремя предупредили. И мы вышли на дороги через час после того, как пошел снег — такова технология обработки. В первую очередь посыпали проезжую часть противогололедными материалами, которые не дают снегу прилипать к асфальту и образовывать опасный снежный накат. Эта работа велась с 10 часов вечера, в 2 часа ночи пошла техника — сметали снег до 7 утра, до часа пик. Люди едут на работу и возмущаются: «Я никого не видел, никто ничего не чистит!» Отвечаю: мы намеренно не работаем в это время, потому что нет никакого смысла стоять в пробках и сжигать топливо, да еще и создавать дополнительные заторы. Когда основная масса горожан добралась до работы и учебных заведений, на дороги снова вышла уборочная техника и работала до следующего часа пик. А это десятки машин и сотни километров дорог. Вывозка снега производится ночью.

— Многие считают, что обработка дорог солью не лучшая мера.

— Сегодня требования по безопасности дорожного движения таковы, что на проезжей части не должно быть накатов и льда — именно они становятся причиной ДТП, травматизма и смертности. Разумеется, мы работаем в первую очередь для безопасного движения. Поэтому без противогололедных материалов в наших реалиях не обойтись. Мы пробовали разные способы, но остановились на самом оптимальном — отсев смешивается с солью из поселка Тыреть в соотношении 9 к 1: 90% строительного песка и 10% соли.

— Но ведь снежная каша — это очень некомфортно.

— Да, соглашусь. Поэтому стараемся убирать при первой возможности. Но если не посыпать, машины закатают снег, появятся колеи, накаты и будет в разы хуже, и убирать потом это намного труднее и дольше. При любых вариантах жалоб в наш адрес хватает. Одним не нравится песочно-соляная смесь, другие пишут жалобы в прокуратуру и требуют, чтобы, наоборот, их дворы и тротуары посыпали солью.

— Кстати, о тротуарах. Та самая снежная каша, которая образуется из-за посыпания смесью, тоже скользит. Очень многие пешеходы недовольны этим.

— А еще соль оставляет следы на обуви. Но поймать снег на лету невозможно, к сожалению. А значит, нужно искать способы сделать движение безопасным, несмотря на снегопад. Пока наиболее приемлемый вариант — использовать песко-соляную смесь. Что касается тротуаров, то большую часть их очищают вручную с помощью лопат, местами рабочим помогает техника. Кроме того, мы знаем участки, где плитка становится скользкой из-за соли, и там никогда смесью не посыпаем.

 — Есть какие­то требования по очистке тротуаров?

— По нормативам мы должны к утру очистить остановки, пешеходные переходы и убрать снег с обочин у перекрестков. С этой целью в 4—5 часов утра на улицу выходят дворники с лопатами, пихлом, щетками и другими инструментами и начинают расчистку. Снег сгребают в кучи, которые потом вывезут погрузчики. В среднем на правом берегу каждое утро работают 100—110 человек. Здесь исторический центр города, и он должен быть очищен, скверы, парки, бульвары, площади — все это посыпается смесью, а затем снег сгребается. На левом берегу работают ежедневно около 60 человек. После обильных снегопадов мы привлекаем подрядчиков, а это еще человек 70. Кроме того, у нас на вооружении есть тротуароуборочная техника — 7 на правом берегу, 6 на левом. Хотелось бы, конечно, увеличить этот парк хотя бы в два раза, тогда у пешеходов было бы меньше вопросов к нам.

— Какие тротуары чистят в первую очередь?

— Есть категории улиц: магистральные общегородского значения и магистральные районного значения. Конечно же, в первую очередь обрабатываются улицы общегородского значения — это Баррикад, Рабочего Штаба, Ленина, Байкальская, Ширямова, Советская, Лермонтова, Розы Люксембург, Маяковского и так далее. Работа у дворников посменная, чаще всего люди работают по 7—12 часов.

— Вернемся к снежной каше. Вы знаете, что если упадешь в эту грязно­песочно­соляно­снежную массу, то одежу очистить потом почти невозможно?

— Да, многие горожане жалуются на порчу обуви, одежды, но в первую очередь мы должны думать о безопасности. Есть руководство по борьбе с «зимней скользкостью», и мы стараемся ему четко следовать. Там сказано, что тротуары должны быть полностью очищены, и если не посыпать их, то люди притопчут снег и снять этот наст можно будет только с помощью зубила, а это увеличивает временные затраты, портит покрытие, и тоже будет скользко. Поэтому из двух зол выбираем меньшее. От песка и крошки толку нет — они быстро втаптываются в снег.

— Часто ли прогноз метеорологов не совпадает с реальностью?

— Зимой у нас в любом случае организованы круглосуточные дежурства. На базах постоянно есть люди, которые во время снегопада первыми выходят на очистку города. Если прогноз не оправдался и снег не начинается, то мы направляем машины не на посыпку дороги, а вывозить снег — техника универсальная и работа всегда есть. А утром в любом случае дороги обрабатываются реагентами, чтобы транспорт мог безопасно двигаться по городу.

— Как вы контролируете выполненные работы?

— У нас есть большой чат, в котором состоят наши сотрудники, сотрудники мэрии. Утром в чате сотни фотографий и сообщений, и сразу понятно, где почистили, убрали, какие трудности — все прозрачно. Разумеется, мы объезжаем город, смотрим. Кроме того, нашу работу принимают контролирующие органы: администрация Иркутска, ГИБДД — по каждому району есть свои кураторы.

— Давайте назовем номера телефонов, по которым можно позвонить и пожаловаться на нечищеные тротуары.

— Если речь о дворовой территории, то нужно звонить в управляющую компанию, если о городских — то можно позвонить в единую диспетчерскую службу по телефонам 500­100 или 520­112. Телефон горячей линии администрации Иркутска — 520­025. Ну и напрямую к нам: диспетчер Иркутскавтодора — 500­968.

На центральных улицах чисто, а во дворах каша

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вас устраивает, как в городе чистят тротуары?»

Валентина Васильевна:

— Плохо чистят, с опозданием. Идешь и боишься. Я человек немолодой, и шагать по каше мне непросто. Но это в снегопад. После снега вычищают уже получше на центральных улицах, а за углом зачастую та же каша.

Маргарита:

— Нормально чистят вроде, стараются. В центре точно хорошо почищено, а где-нибудь на Синюшке — нет. Но я в центре живу, у нас даже во дворе хорошо все вычищено.

Светлана Владимировна:

— На самых людных улицах хорошо чистят. А вот на второстепенных картина другая. По улице Бабушкина шла — все в снегу, тяжело идти. Снегопад, конечно, дело такое, за один день не почистишь весь город.

Илья:

— Рано судить, зима только началась. В прошлом году мало снега было, поэтому тоже не скажешь. В целом, мне кажется, стараются, работают. Удовлетворительно, в общем, процесс идет — и это главное.

Андрей:

— На главных улицах чистят — ничего не скажешь. Я на Декабрьских Событий живу — тут редко беспорядок, а вот если свернуть в какой-нибудь поворот, то сразу видишь разницу. Особенно на этой неделе заметно, после снегопада.