Сибирский пень прочнее колеса внедорожника

Байкальский этап «Шелкового пути» не дал гонщикам расслабиться
Грязевые ванны первого этапа ралли остужали пыл гонщиков
Грязевые ванны первого этапа ралли остужали пыл гонщиков

Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, преодолевшая «Дакар» без технической поддержки, но даже ей сибирская трасса доставила немало проблем
Анастасия Нифонтова — первая в истории женщина, преодолевшая «Дакар» без технической поддержки, но даже ей сибирская трасса доставила немало проблем

Сегодня участникам международного автомарафона, стартовавшего в Иркутске 6 июля, уже вольготно: классический степной этап — прямо, быстро, ровно, сухо и широко. И монгольская степь от края до края. Накануне же байкальский участок подарил грязевые ванны, неожиданные булыжники за поворотом и оторванные колеса.

Летающий багги

После торжественного открытия гонки небо над Иркутском заволокли тучи, начался сильный ливень. Когда гонщики подъехали к месту старта под Ангарском, их удивили огромные лужи, грязь и густой лес.

Да, сибирская тайга и шуток не любит, и ошибок не прощает. После проливного дождя грунт раскис и доставил немало проблем. Несмотря на то что на таких машинах, как у участников ралли — внедорожные мотоциклы, багги, квадроциклы и грузовики со спецподвеской, — можно ездить без дорог совсем, на этом этапе почти все гонщики осторожничали. Но были и те, кто с первого дня решил завоевать лидирующие позиции; правда, не у всех это получалось.

Главным неудачником первого дня в зачете внедорожников стал Остин Джонс. В попытке обогнать другого участника он выехал с дороги в поле, где врезался в огромный пень. После сильнейшего удара багги американского экипажа лишился передней левой подвески и отправился в продолжительный полет.

Приземлившись, Остин и его штурман Келлон Уолш как-то сумели восстановить работоспособность машины и добраться до финиша — при этом один из пилотов ехал снаружи, сидя на запасном колесе. Итогом этого инцидента стало отставание на один час от лидера.

Не повезло и монгольскому мотоспортсмену Батуру Баттару — он упал, понадобилась срочная медицинская помощь. Так прокомментировал ситуацию руководитель ралли «Шелковый путь» Владимир Чагин:

— Состояние гонщика тяжелое, у него травма головы. Главное, что вовремя оказали медицинскую помощь, доставили в больницу Улан-Удэ. Все делаем для того, чтобы скорее его восстановить, чтобы в дальнейшем жизни ничего не угрожало. К сожалению, такие случаи в автоспорте бывают. 

Как стало известно на момент верстки этого номера нашего еженедельника, состояние монгольского гонщика улан-удэнские врачи нормализовали и Батур уже отправился в Монголию догонять своих.

Из леса вышли сибирские парни

Впечатлениями после первого этапа поделилась и Анастасия Нифонтова — мастер спорта международного класса. Она первая в истории женщина, преодолевшая «Дакар» без технической поддержки, но даже ей сибирская трасса доставила немало проблем.

— Организаторы предупредили участников, что на первых 70 километрах лучше не останавливаться — в лесу много медведей. В лес я уехала в хорошем настроении, было желание наверстать упущенное в первый день, когда быстро ехать мешала грязь. Дорога была «прекрасна» — засохшая в бетон земля, камни, кочки, промоины и огромные лужи. У меня ловко получалось от них уворачиваться. Но потом, видимо, вошла в гоночный азарт и все-таки не заметила лужу. Мотоцикл сделал пару глубоких вдохов, чихнул и замолк, а я осталась на нем сидеть по колено в мутной воде. Сняла сиденье, вынула мокрый фильтр и увидела воду в фильтровой коробке. Надо было перевернуть мотоцикл вверх тормашками, но одной это сделать никак не получалось. Тут подъехала монгольская гонщица и начала мне помогать. Пока мы с ней старались спасти ситуацию, из леса вышли... нет, не медведи, а сибирские парни. Они легко поставили мотоцикл на заднее колесо, затем мы быстро выкрутили свечку, продули цилиндр, водрузили новую свечку и фильтр, закинули обратно баки, сиденье — и мотоцикл ожил. Ушло не менее 40 минут, но если б не мои суровые помощники, то я могла бы и не справиться. Ехала, прислушиваясь к мотору, он работал как часы. Парни, если прочтете это — отзовитесь.

Сложно, но интересно

Что касается гонки в целом, то ралли «Шелковый путь» впервые прошло в 2009 году между Казанью и Ашхабадом. Следующие три года гонщики ездили до Сочи и Геленджика. В 2013 году был проложен маршрут от Москвы до Астрахани, затем последовал двухгодичный перерыв. В 2016-м и 2017-м марафонцы соревновались возле китайской границы. В этом году организаторы придумали новый маршрут. Участие принимает 181 человек на 97 транспортных средствах. Действуют категории «Мото», «Авто» и «Грузовики».

— От Иркутска до Дуньхуаня участников гонки ждут десять этапов. Их протяженность более пяти тысяч километров. Маршрут непростой, проложен по просторам Восточной Сибири, Монголии к Китаю через пустыню Гоби, — говорит Владимир Чагин. — Гонка будет по-настоящему сложной, но очень интересной.

Финишируют участники 16 июля в Китае, в древнем оазисе Дуньхуан.