Сибирь на пороге мусорного коллапса

Грандиозная кредиторская задолженность мусорных операторов
Мусорная реформа по всей стране свелась к резкому удорожанию услуг по вывозу мусора и стала причиной скандалов.
Мусорная реформа по всей стране свелась к резкому удорожанию услуг по вывозу мусора и стала причиной скандалов.

Сергей Левченко: «Мы начали эту работу в 2019 году, поскольку имели такую возможность — все четыре года бюджет региона прилично рос. Начали строить мусорные полигоны. 250 млн рублей регион выделил муниципалитетам на строительство контейнерных площадок. Если бы мы эти бюджетные деньги не направили, то муниципалитетам пришлось бы закладывать их в тарифы и в конечном счете получать с населения».
Сергей Левченко: «Мы начали эту работу в 2019 году, поскольку имели такую возможность — все четыре года бюджет региона прилично рос. Начали строить мусорные полигоны. 250 млн рублей регион выделил муниципалитетам на строительство контейнерных площадок. Если бы мы эти бюджетные деньги не направили, то муниципалитетам пришлось бы закладывать их в тарифы и в конечном счете получать с населения».

За год работы региональные мусорные операторы Сибирского федерального округа вместо успешного претворения в жизнь начавшейся по всей стране с 1 января 2019 года мусорной реформы накопили грандиозную кредиторскую задолженность в размере 3,5 млрд рублей.

Как сообщил полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло, прежде всего речь идет о закредитованности мусорных регоператоров Алтайского края Республики Алтай, Хакасии, Тывы, Кемеровской и Новосибирской областей. Эти шесть регионов накопили гигантские долги и рискуют остаться без вывоза бытовых отходов. Сибирь фактически стоит на пороге грандиозного мусорного коллапса.

Сообщается, что в Иркутской области дела обстоят немного лучше.

Напомним, стартовавшая 1 января 2019 года мусорная реформа должна решить проблему с незаконными свалками и сократить объемы непереработанных отходов на полигонах. По факту же реформа свелась к резкому удорожанию услуг по вывозу мусора и стала причиной многочисленных скандалов, сообщает «Байкал24».

За комментарием по сложившейся ситуации наш еженедельник обратился к человеку, под управлением которого Иркутская область находилась в тот момент, когда мусорная реформа стартовала. Это Сергей Левченко, в 2015—2019-х годах губернатор региона.

— Произошедшее — в полном соответствии со стилем сегодняшнего руководства: все крупные, серьезные, касающиеся каждого человека сложные вопросы почему-то нужно решать в спешном порядке. А потом думать, как исправлять в спешке принятое, — считает Сергей Левченко. — Решение о начале мусорной реформы было принято в мае 2018 года, а с 1 января следующего года она уже должна вступить в силу — за полгода! За эти полгода нужно было все вопросы решить во всех регионах, в том числе провести конкурс, создать региональных операторов, которые будут заниматься вывозкой мусора, сжиганием, если надо, сортировкой и т. д. Но вся инфраструктура ведь к этому не готова. Полное отсутствие в большинстве муниципалитетов полигонов или свалок.

Мы подсчитали: для того чтобы обеспечить Иркутскую область полигонами, чтобы возить мусор не за сотни километров, когда он «золотым» становится, нужно построить 54 полигона. Для этого необходимо 17,5 млрд рублей. Вот что нужно было сначала сделать, а уже потом запускать мусорную реформу.

Далее. Региональный оператор должен довозить мусор от контейнеров до полигонов и там заниматься сортировкой, переработкой, утилизацией и т. д. Но в нашей области, по самым скромным подсчетам, нужно 7,5 тысячи контейнерных площадок, которых нет.

Что с точки зрения своих обязанностей в таком случае должны делать региональные власти? Где находить деньги на строительство полигонов, контейнерных площадок?

В таком случае все расходы нужно закладывать в тарифы, чтобы люди платили и за строительство контейнерных площадок, и за изготовление самих контейнеров, и за переработку и т. д. То есть работу мусорных операторов нужно ставить на коммерческую основу. Они же не могут работать в ноль, они же должны что-то зарабатывать? Поэтому за все это строительство им должны заплатить граждане.

И все же мы здесь, в Иркутской области, чтобы вновь сгладить ситуацию, сделали то, что были в силах. Сейчас, несмотря на то что исходя из наших площадей и расстояний иркутские тарифы на вывоз мусора должны быть выше общероссийских, они у нас ниже, чем в среднем по стране.

Полностью интервью с Сергеем Левченко «Как победить миллионы тонн мусора, не сваливая затраты на граждан» читайте в ближайших номерах нашего еженедельника в рубрике «Особое мнение».