Шум и ярость

Раздражает ли вас звуковая реклама на улицах и в торговых центрах Иркутска?
Текст: Елизавета Старшинина , Фото: Caricatura.ru и из архива редакции , Пятница , № 14 от 13 апреля 2018 года , #Общество
В этом месте на пересечении улиц Дзержинского и Урицкого очень сильная концентрация звука. Многие иркутяне жалуются, что здесь их охватывает чувство тревоги и дискомфорта. А ведь по идее, Урицкого должна была стать самой уютной улицей, располагающей к неспешному шопингу
В этом месте на пересечении улиц Дзержинского и Урицкого очень сильная концентрация звука. Многие иркутяне жалуются, что здесь их охватывает чувство тревоги и дискомфорта. А ведь по идее, Урицкого должна была стать самой уютной улицей, располагающей к неспешному шопингу

«Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены?» — написал поэт Вознесенский в далеком 1967 году. Хотя в то время не было такого количества звукового мусора: автомобилей, аудиосистем, рекламы. Сейчас звуковая палитра города стала намного агрессивнее, музыка и реклама звучат из каждого утюга, и нервы некоторых горожан уже выжжены дотла. Но это, конечно, гипербола. Обозреватель «Пятницы» понаблюдала за ситуацией и сделала вывод, что восприятие звука дело очень субъективное: то, что вызывает раздражение у одних, другими воспринимается лояльно.

Уличное радио в районе площади перед цирком в Иркутске, возле сквера Кирова и ближе к набережной некоторых иркутян приводит в ярость: «Почему я должен (должна) это слышать, — звонят люди нам в редакцию «Пятницы. — Зачем мне его навязывают?» Других возмущает громкая реклама из аудиоколонок на входе в магазины. Третьих — зазывалы и аниматоры с мегафонами. Четвертых — митинги и т. д.

«Дорогие иркутяне и гости нашего города, ждем вас в нашей столовой. Сытно, вкусно и недорого», — на улице Урицкого зазывает из мегафона молодая женщина. Вот уже года два она стоит на одном и том же месте зимой и летом, в жару и холод: «Горячие супчики, свежие салатики, ароматная выпечка». Иногда под настроение девушка разбавляет рекламу незатейливыми рифмами.

 «Не тяжело так целый день стоять?» — интересуюсь я у зазывалы.

 «А что делать, — грустно отвечает она, — жить как-то надо». И рассказала печальную историю, как не­сладко ей было в родной деревне, кое-как вырвалась, теперь снимает комнату в Иркутске: «Конечно, работа тяжелая, но другого выхода нет». В общем, волей-неволей проникаешься сочувствием. Человек зарабатывает как умеет, и ради того, чтобы у нее были кусок хлеба и крыша над головой, можно потерпеть навязчивые звуки несколько минут.

Но дальше начинаются торговые центры, и почти на каждом стоят колонки. С одной стороны грохочет реклама одежды, с другой — «Добро пожаловать в «Арбатский дворик», с третьей — ювелирного магазина. В какой-то момент звуки сливаются.

 Несколько лет назад в иркутских СМИ уже поднимался вопрос о громкой рекламе магазина «Тысяча мелочей», и колонки вроде бы даже постановили демонтировать, но свежо предание старины далекой, а колонки все там же, над входом в магазин, и льется оттуда звуковая реклама шуб и золотых украшений.

Странно, неужели владельцы магазинов не понимают, что эффекта от такой рекламы ноль? Ведь можно просто сесть всем вместе и договориться, распределить время трансляции рекламы, чтобы всем было хорошо. И покупателям — в первую очередь.

Но все это мелочи по сравнению с радиорекламой и музыкой в крупных торговых центрах и супермаркетах. Туда люди обычно приходят не на пять минут. И за полчаса от громкой и назойливой рекламы начинает болеть голова. Музыка — особый разговор. Считается, что она создает настроение и побуждает к покупкам. Но у всех людей разные вкусы, а тут хочешь не хочешь, слушай принудительно то, что тебе навязывают.

К примеру, до недавнего времени в супермаркете одной местной торговой сети на Трилиссера играла одна и та же заунывная и крайне надоедливая мелодия, состоящая из двух аккордов. Непонятно, по какому принципу ее подбирали. Не бодрила. Не стимулировала. Один раз можно послушать, два, три, десять, но не каждый же день… Даже кассиры жаловались, что монотонная мелодия действует на нервы.

Есть магазины, где любят включать на полную мощность какую-нибудь клубную электронную музыку умца-умца-тынц-тынц-тынц. Молодым, может быть, нормально, но люди постарше нервничают, низкие частоты долбят по мозгам, не дают сосредоточиться. Тут уже ничего не сделаешь. Терпи или уходи.

Но самое большое зло — это музыка в местных кофейно-питейных заведениях. Такое ощущение, что их звуковая политика зависит исключительно от музыкальных вкусов владельцев, которые любят именно бомбический дынц-тынц-тынц. Похоже, им невдомек, что люди приходят в кафе, чтобы отдохнуть, поговорить, пообщаться, почитать. Ведь это не ночной клуб и не дискотека, и громкая музыка мешает общению. Из-за громкой музыки приходится кричать, чтобы сосед по столику услышал. Никакого удовольствия.

А вот за рубежом у владельцев и персонала магазинов-кафе-ресторанов нет права навязывать посетителям свои музыкальные пристрастия.

 «Если и играет музыка, то очень тихо для настроения — фоном, нежно и позитивно, — рассказал Олег Жилкин, иркутянин, живущий теперь в Портленде, США. — Здесь жестко регулируется уровень звука, даже у себя на участках. Был случай, когда коллега на работе два лета подряд терроризировала всех своей музыкой. Один и тот же репертуар. Намеки не понимала совершенно, пришлось начальнику жаловаться».

Василий Яшкинас, Гамбург, Германия: «Нет, музыка играет только в клубах. Так принято. И когда они приезжают туристами в Россию, их это напрягает. Помню, как в автобусе по пути на Ольхон наш водитель попытался включать немцам музыку, они сразу же попросили выключить. И в кафе-шашлычной одному из сопровождающих даже пришлось сидеть во время обеда у магнитолы, чтобы дать туристам возможность спокойно поесть — без музыки».

Мы решили провести мини-опрос жителей центральной части Иркутска: есть ощущение, что те, кто живет в центре, больше всего мучаются от звукового террора. К огромному удивлению, ничего из перечисленного собеседники не подтвердили. Шоумен Денис Гук, живущий на улице Карла Маркса, где постоянно звучат рекламные объявления, ответил так:

 «Самый громкий звук от автомобилей с прямотоком, которые срываются в какие-то придуманные ими же гонки со светофора. Это очень раздражает, поскольку нормальному автолюбителю понятно, что кроме как рева ничего это за собой не несет. У моих двух машин суммарно 900 лошадиных сил, каждая разгоняется до 100 км/ч в пределах 5 секунд, и работают они как обычные авто. Почти бесшумно. У моего мотоцикла, который разгоняется до 100 км/ч за 2,8 секунды, можно на холостом ходу слышать звук работающих клапанов. А все эти колхозные тазы, которые ревут по городу — 99% ничем не обоснованный самодел. Может разве только производить эффект на деревенских девушек. В остальном практически никакого звукового террора».

Предприниматель Виталий Бессольцев, живущий в районе улицы Ленина, сообщил, что его не раздражает ни реклама, ни радио, ни митинги с акциями. По его замечанию, звуковые раздражения на улице ничтожны на фоне грязи и мусора.

Другие опрошенные также больше сетовали на шум автомобилей, трамвая и строительной техники. Удивительно. Оказывается, обитатели спальных районов более чувствительны к звуковому фону, чем центровые. Такой вот интересный феномен.

Что говорит закон

Закон «О рекламе» открыто не запрещает использование звуковой рекламы в публичных местах и на улице. Запрет наложен исключительно на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств. Все остальное по умолчанию не запрещено, даже особого разрешения на размещение колонок у входа или мегафона не требуется.

Кроме того, существуют санитарные нормы Роспотребнадзора. В них прописан допустимый уровень шума и времени суток. Для жилых домов и квартир в период с 7 утра до 23 часов вечера максимальный уровень звука не должен превышать 55 дБА; в период с 23 ч. до 7 ч утра — 45 дБА. Превышение нормативов при трансляции звуковой рекламы потенциально может привести к штрафу, причем по двум статьям КоАПа: ст. 6.4. — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, штраф для юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; ст. 14.3. — нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе — штраф для юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Владимир Салмин, врач-психотерапевт высшей категории Иркутского областного психоневралогического диспансера, считает, что определенные частоты могут спровоцировать у человека сбой сердечного ритма. «Да, частота звука играет роль, это вообще используется как оружие. Есть определенные частоты, выше которых звук начинает быть токсичным, вредным, влияет на барабанные перепонки. Невозможно выдержать. Многое зависит от того, какой тип нервной системы у человека и какой диапазон чувствительности у организма. Если человек имеет какие-то проблемы с сердечно-сосудистой системой, то определенный звук, резонанс, конечно же, может действовать неблагоприятно. Я — за принятие регламента использования источников звука в публичных местах».
Владимир Салмин, врач-психотерапевт высшей категории Иркутского областного психоневралогического диспансера, считает, что определенные частоты могут спровоцировать у человека сбой сердечного ритма. «Да, частота звука играет роль, это вообще используется как оружие. Есть определенные частоты, выше которых звук начинает быть токсичным, вредным, влияет на барабанные перепонки. Невозможно выдержать. Многое зависит от того, какой тип нервной системы у человека и какой диапазон чувствительности у организма. Если человек имеет какие-то проблемы с сердечно-сосудистой системой, то определенный звук, резонанс, конечно же, может действовать неблагоприятно. Я — за принятие регламента использования источников звука в публичных местах».