Штраф за опоздание: законно ли?

Замечание, выговор и увольнение — только такие меры дисциплинарного воздействия работодатель может применять к своим сотрудникам

Здравствуйте! Подскажите, что можно сделать в моей непростой ситуации. Последнее время наша компания нестабильно получает доход, поговаривают, что будут закрывать некоторые подразделения. Не хотелось бы терять работу в данный момент, так как дети маленькие и я единственный, кто кормит семью. В последнее время со стороны руководства начались придирки: опоздал из-за пробки на 5 минут — сразу претензии и намёки на увольнение, а зарплату выплатили меньшую. Бригадир сказал: мол, как ты хотел, везде штрафы — тут тоже. Задания нам дают еженедельные, но теперь переживаю, что будут делать замечания, пытаться наказать рублём. Можно ли в этой ситуации как-то бороться против штрафов, но при этом сохранить работу?

А.Н.Семёнов

На ваш вопрос отвечает Жанна Синкевич, юрисконсульт Центра правовой поддержки людей старшего возраста:

— При рассмотрении трудовых споров в судах всегда отмечалось, что наиболее уязвимой стороной в них является работник. Споры, связанные с невыплатой зарплаты, чаще всего решаются в пользу работника.

В случаях, когда речь идёт об увольнении или нарушении трудовой дисциплины, результат судебного заседания будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Дисциплина труда — одно из важных требований работодателя к работнику. Работодатель имеет право устанавливать время, во сколько работник должен начинать и во сколько заканчивать рабочую смену; время обеда, порядок взаимодействия между отделами и так далее.

Вся эта и другая информация должна быть сообщена работнику. Например, должностная инструкция, с которой новички знакомятся при заключении трудового договора, является частью соглашения о труде, и после её подписания работник обязан выполнять все перечисленные в ней обязанности.

График работы предприятия должен быть закреплён в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Другие локальные акты также могут содержать обязанности работника. Работодатель же должен иметь доказательства, что до сведения сотрудников они доведены.

За невыполнение условий трудового договора, а также за нарушение дисциплины труда работодатель имеет право привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Отметим, что это право, а не обязанность работодателя, поэтому будет ли работник наказан — зависит от решения руководителя.

Статья 192 Трудового кодекса РФ закрепляет только 3 вида ответственности: замечание, выговор и увольнение. Трудовое право не допускает наказаний в виде штрафов, увеличения количества работы или чего-то подобного.

Кроме того, наказание сотрудника будет считаться законным только тогда, когда соблюдена процедура привлечения к ответственности, учтена тяжесть проступка. Важны сроки привлечения к ответственности.

Для привлечения работника к ответственности по закону работодатель должен запросить у работника объяснительную записку. Современные средства техники в настоящее время позволяют работнику сохранить копию той объяснительной, чтобы исключить подделку документов. Известны случаи, когда работник дублировал объяснение по электронной почте и в программе Viber. Документ сотрудник должен представить в течение 2 рабочих дней.

Настоятельно рекомендуем работнику изложить в объяснительной все обстоятельства, которые помешали ему выполнить приказ работодателя. Это важно, потому что именно на основе пояснений сотрудника работодатель может понять, что предпринял подчинённый, чтобы не допустить нарушений.

Например, если работник опоздал или не выполнил в срок поручение по обстоятельствам, которые от него не зависели, он не может быть наказан. Так, если опоздание было по причинам нестандартного снегопада, выдавшего полугодовую норму осадков, в результате чего была парализована вся система городского транспорта. Или необходимо было сопроводить больного ребёнка в больницу в результате экстренного события. Отсутствие вины является гарантией невозможности привлечения к ответственности.

На основе полученных данных работодатель принимает решение о назначении работнику наказания. Если сотрудник отказывается писать объяснительную, представители администрации составят акт об отказе, однако в таком случае работник лишается возможности представить оправдывающую его информацию.

Приказ о дисциплинарном взыскании должен быть доведён до сведения работника под подпись. Законом установлен сокращённый 3-месячный срок для обжалования этого взыскания в суде, кроме случаев увольнения. При прекращении трудового договора по причине привлечения к дисциплинарной ответственности у работника есть всего один месяц для обжалования в суде.

В связи с этим рекомендуем рассчитывать своё время и выбирать между способами защиты в суде или, например, в Государственной инспекции труда (ГИТ). Обращение в ГИТ не приостанавливает давностных сроков обжалования приказа работодателя. Кроме того, задача инспекции — реагировать на бесспорные ситуации (такие как невыплата заработной платы), а в случаях дисциплинарной ответственности однозначности нет и, скорее всего, ГИТ в своём ответе на жалобу гражданина порекомендует обратиться в суд.

Стоит ли обращаться в суд, если работник наказан? На наш взгляд — да. Если в течение 12 месяцев после привлечения работника к дисциплинарной ответственности в виде замечания или выговора работник вновь допустит нарушение, у работодателя появляется право уволить работника за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Через год после первоначального привлечения к ответственности она гасится.

Напомним, что в соответствии со статьей 393 ТК РФ работники при обращении в суд с иском освобождаются от уплаты судебных расходов, а обратиться в суд работник имеет право по месту нахождения ответчика – работодателя, или по месту исполнения договора.

Ответы на вопросы для вас готовят юристы Центра правовой поддержки людей старшего возраста, созданного фондом «Пульсар», с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также средств областной субсидии по итогам конкурса социально значимых проектов «Губернское собрание общественности Иркутской области». Юристы центра проводят консультации, оказывают помощь гражданам в составлении различного рода правовых документов: это иски, жалобы, запросы, обращения; отзывы, заявления, возражения и ходатайства в суд и иные процессуальные документы, претензии, проекты гражданско-правовых договоров.

Напоминаем, что читатели «Копейки» — пенсионеры — также могут задать свои вопросы юристам центра. Для этого можно написать письмо на адрес редакции: 664011, г. Иркутск, ул. Рабочая, 2а, оф. 20, с пометкой «Вопрос юристу»; или обратиться по телефону в Центр правовой поддержки людей старшего возраста по тел. в Иркутске: 8 (3952) 40-02-40.