Школьное или семейное?

Дисбаланс систем среднего образования накануне Дня знаний в 2021 году

Семейное школьное образование – этот новый тренд увлёк уже сотни иркутских родителей, переводящих своих детей на обучение из привычных школьных стен в стены домашние. Накануне Дня знаний, так сказать, «адепты» нового течения делятся своим мнением. 

Главной проблемой домашнего образования специалисты называют отсутствие социализации детей. По их мнению, ребёнок не сможет полноценно вернуться в общество после утраты возможности с малых лет активно в нём жить. Но эту позицию тоже оспаривают.

Елена Кузьмина, директор лицея ИГУ г. Иркутска:

– Ситуация, связанная с ограниченностью движения ребёнка в пространстве – я имею в виду пандемию и связанные с ней карантины – побудила людей заинтересоваться интернет-образованием. Но интернет-образование, помимо социализации, лишает ещё и самого процесса обучения.

Сложившаяся ситуация – это действительно большой вызов для государства, для общественности, потому что школы должны тоже менять своё оснащение и отношение – они должны учитывать изменившиеся реальности. А значит уроки должны быть плотнее и интенсивнее, более результативные. Каждый решает сам, но то, что нужно менять существующую систему и в самой школе, тоже очевидно – вызовы диктуют нам правила поведения.

Таким образом, новый тренд на семейное образование государством не осуждается. Но принятие такого решения полностью на совести родителей. Ответственность очень большая.

Светлана Большещапова, директор школы 19 г. Иркутска:

– Я считаю, что это веяние моды. Можно сказать так: сосед мой перевёл ребёнка на такой вид образования – почему бы мне не попробовать.

Второе: когда стали открываться онлайн-школы, родители увидели дополнительные образовательные услуги и поняли, что дети могут получить более качественное образование, если будут учиться в онлайн-школе, либо совмещать это как-то параллельно.

Третий момент: это возможность всё-таки создать безопасные условия, связанные с пандемией.

Наталья Шестернева, организатор семейных классов:

– Практически каждая школа знает, что такое семейное образование. На самом деле, классы же разгружаются и сами школы идут навстречу родителям. Потому что в условиях сорока детей в классе обучать невозможно.

У родителей есть выбор: хочешь по советским учебникам обучаться – пожалуйста. Видишь ценность в современном образовании – присоединяйся к другому течению. Есть выбор, и это прекрасно.

И как же быть при развитии такой тенденции с празднованием 1 сентября? С бантами, букетами и первыми звонками?

Мнения учителей

Светлана Большещапова, директор школы №19 г. Иркутска:

– Семейное обучение – это когда родители полностью берут на себя ответственность за качество образования, забирают документы. Определяется промежуточная аттестация для ребёнка. Потом ребёнок прикрепляется к образовательному учреждению на период сдачи промежуточной аттестации: приходит к педагогу, заполняются протоколы, ведомости – всё, как положено, и сдаёт тесты, контрольные и так далее. Если ребёнок не сдаёт и не показал знаний, то тогда уже у родителей не спрашивают желания на дальнейшее семейное образование – родитель обязан вернуть ребёнка в школу, потому что он не дал ему должного образования.

Елена Кузьмина, директор лицея ИГУ г. Иркутска:

– Вы знаете, меня как бы огорчает другое: что на проблеме семейного образования сейчас будет делаться бизнес, потому что находятся люди, которые ищут хороших преподавателей, которые бы могли работать с группой детей. Лично ко мне уже много раз обращались. И по факту это скорее станет частным образованием с плохо организованным, нелицензионным продуктом.

Наталья Шестернева, организатор семейных классов: 

– К сожалению, система сейчас выстроена так, что дети оканчивают школу и не знают: кто я? Что я? Для чего я? Как я буду дальше жить? Из чего вообще состоит жизнь? Дети оторваны от родителей. И дети не знают, чем зарабатывают их родители, как они живут. То есть, к 11-му классу мы получаем какую-то заготовку, напичканную какими-то непонятными знаниями.

Мнения родителей

Ольга Яковлева: 

– Я не за и не против, потому что если есть возможность, если у ребёнка всё нормально получается в школе, это хороший вариант. Да, сегодня есть минусы в школах определённые, но они есть и в семейном образовании. Считаю, что нужно смотреть по ситуации и относиться к этому по целесообразности, а не просто я побежал потому, что это ноу-хау, потому что там плохо, а здесь хорошо. 

Юлия Варыханова: 

– Если со старшими детьми я с опасением смотрела на семейное образование – для меня это было дико, то сейчас, видя опыт других людей, детей и родителей, понимаю, что вполне возможно когда-нибудь, если нас что-то не устроит в школе, я смогу перейти на семейное образование со своим младшим ребёнком.

Марина Назарова:

– Мы догнали всю младшую школу, всю среднюю школу. За два года мы догнали свой седьмой класс. До этого у нас "ЖИ" и "ШИ" страдало. 

Наталья Перевышина: 

– Школа забирала все силы моего ребёнка. И я видела очень сильную его утомляемость. Было очень много загрузки по домашней работе, которую ребёнок сам не мог сделать. То есть, была сделана домашняя работа мной. И я понимала, что это какое-то неправильное развитие, оно не по возрасту идёт. Поэтому семейное образование в некоторых случаях лучше, чем школьное.

Мнения учащихся

Фёдор Кашпировский, школьник 15 лет:

– Всё началось с советских учебников. Затем я начал догонять программу, дальше – перегонять.

Дарья Назарова, школьница 14 лет:

– Устраивает ли меня домашнее обучение? Да, более чем. За это время я поняла, что можно брать программу самостоятельно и вполне быстрее, чем можно было бы это делать в школе. Осталось довольно много времени для развития в других сферах, новых, интересных мне, появляется мотивация учиться, когда ты можешь заниматься и тем, что нравится, и брать нужный материал