Шансы на снижение цен на бензин к концу года

Прошедший октябрь стал одним из худших периодов для розничных цен на автомобильное топливо. По данным Росстата, за месяц бензин подорожал на 41 копейку, а дизельное топливо – на 65 копеек.

В правительстве неоднократно говорили, что благодаря налоговой системе на стоимость автомобильного топлива в России мировая конъюнктура влияет слабо, но нынешнее подорожание на АЗС совпало с ростом цен на нефть выше 80 долларов за баррель.

Вице-премьер Александр Новак третьего ноября поручил проанализировать работу демпфирующего механизма и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 год. Механизм работает на оптовом рынке топлива, удерживая биржевые цены от резких колебаний. В случае высоких цен на бензин и дизель в Европе, при поставках топлива на российский рынок отечественные нефтяные компании получают из бюджета компенсацию (около 63 процентов) от упущенной экспортной выгоды. В результате оптовые цены на топливо в нашей стране значительно ниже мировых, что, естественно, сказывается на стоимости бензина в рознице.

Но чем выше поднимается стоимость топлива в Европе, тем больше становится некомпенсируемая демпферным механизмом часть потерянной потенциальной прибыли нефтяных компаний. Это вызывает рост внутрироссийских цен в опте и, соответственно, ведёт к подорожанию топлива в рознице. Именно поэтому возникла необходимость рассмотреть возможность корректировки демпфирующего механизма с 2022 года. Плюс со следующего года планово вырастут акцизы на топливо и увеличится налог на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний, то есть вырастет себестоимость сырья. Всё вместе может привести к резкому подорожанию топлива в рознице.

Что касается подходящего к концу 2021 года, то в целом с его начала рост розничных цен на бензин составил 6,9 процента, что, по сравнению с подорожанием в других странах на 20–30 процентов, не самый плохой результат. В Минэнерго сначала обещали, что цены на АЗС по итогам года не превысят уровня инфляции, но где-то со второй половины лета стали говорить о росте, близком к уровню инфляции. Особо ситуацию это не изменило. В сентябре произошла некоторая коррекция стоимости автомобильного топлива вниз, благодаря которой общая инфляция почти догнала бензин. К 1 ноября с начала года её уровень 6,52 процента.

Если смотреть не в процентах, то с начала года АИ-92 подорожал на 2,91 рубля, АИ-95 – на 2,93 рубля, а дизельное топливо – на 2,46 рубля. Рост неприятный, но не критический и совсем не рекордный. В 2017–2018 году скачки цен были ощутимей – почти на 4 рубля.

В текущем году розничные цены будут уже только расти, считает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая. Причина – убыточность торговли автобензином на АЗС. Марка АИ-92 убыточна в рознице с конца января этого года, марка АИ-95 – с начала июня, у дизельного топлива с апреля почти нулевая маржинальность. Но даже при дальнейшем росте розничных цен он не будет превышать уровень инфляции, который ограничен регулятором, считает Лишневецкая.

По оценкам ИГ «Петромаркет» на 2 ноября, средняя чистая маржа реализации в рознице АИ-92 составила минус 1,6 руб. за литр, АИ-95 – минус 0.1 руб. за литр, а летних (включая межсезонные) сортов дизтоплива – минус 0.5 руб. за литр.

С начала года бензин в России подорожал в среднем на 7%. По сравнению с подорожанием топлива на 20–30% в других странах, это не самый плохой результат.

Как отметила Лишневецкая, цены на АЗС могут перестать расти только в условиях стабильной прибыльности их реализации. Вернуть прибыльность заправкам может либо снижение оптовых цен, либо увеличение государственного субсидирования, то есть корректировка демпфирующего механизма, уточняет эксперт.

Но поскольку демпфер планируется скорректировать только с 2022 года, то ждать снижения розничных цен на бензин и дизельное топливо в ноябре и декабре не приходится. Единственный шанс для этого – резкое падение цен на нефть. Но, учитывая, что страны ОПЕК+ не стали наращивать добычу сверх нормы в декабре, такое развитие событий маловероятно.

Российская газета