«Сейчас ничего невозможно планировать»

Достоянию республики Раймонду Паулсу исполнилось 86 лет!
Текст: LSM.lv , Фото: из открытых интернет-источников , Копейка , № 2 от 19 января 2022 года , #Культура
Раймонд Паулс
Раймонд Паулс

12 января маэстро Раймонд Паулс отпраздновал свой день рождения и делится своим «рецептом молодости».

– Маэстро, как настроение?

– Настроение, конечно, такое, 86 лет... Чему радоваться? И слишком это затянулось всё с пандемией. Я вынужден был отложить много концертов, переставить или вовсе отменить что-то. Как-то всё пошло не так, как надо, хотя в прошлом году кое-что хотя бы с певицей Элиной Гаранчей отыграли. Сейчас ничего невозможно планировать.

– Каким концертом Вы будете отмечать свой день рождения?

– Вот сейчас стало ясно, что Latvijas Koncerti в малом зале «Дзинтари» с биг-бендом Латвийского радио хотят устроить концерт в честь меня. Довольно сложную программу они там приготовили. Прозвучит один старый мой номер «Южные акварели», написанный в семидесятые годы. Ну и песни на стихи Иманта Зиедониса. Певица Динара Рудане будет, а также певец Даумантс Калниньш, с которым я смог всё же выступить с рядом концертов во время пандемии. Но не хочу связывать этот концерт ни с каким праздником, в том числе личным. Ну какой сейчас праздник? Но я приду.

А так, что ещё? Как раз появится к этому концерту моя виниловая пластинка, изданная Jersica Records, с биг-бендом Латвийского радио. И вот как раз на этом месте, где мы беседуем, завтра с руководителем этого коллектива Ванагсом поставим автографы – и потом пластинка в магазины и на концерты. Эту пластинку тоже довольно-таки долго ждали. Она неплохая, всё-таки биг-бенд (его, кстати, я восстановил несколько лет назад, хотя это было нелегко!) – профессиональная команда, одна из лучших у нас. Ребята создали очень сильный коллектив.

В общем, надо работать. И молодых певцов искать, потому что певцов не хватает! Я говорю, уже ищите по деревням, нужна с голосом молодёжь. Тем не менее... Биг-бенд работает и пишет неплохо.

– Вопрос из серии «Рецепт Вашей молодости». Что Вас поддерживает и даёт энергию работать до сих пор? Характер?

– Наверное, характер. Только так. Хотя, честно говоря, я даже не знаю, что отвечать на этот вопрос. Но, видимо, слава богу, у меня как-то удачно со здоровьем получилось, и нормально, что в моём возрасте нет ненужных болезней. Ну вот как-то в своё время я выкрутился из всего того, что могло меня в могилу давно свести. И если ты здоров, что-то ещё соображаешь, тогда можешь работать. Но это всё так... Это он сверху так задумал, создал, кому что и как долго делать. Кому до пятидесяти жить, кому больше. Так что никаких рецептов нет: ни специальной еды, ни выпивки, всё это не играет никакой роли.

– Да, отличная передача была «Паулс приглашает на танец», мне понравилась идея поразмышлять о юморе латышей.

— Хотя всё это было небогато, конечно. В том смысле, что, я смеюсь, один костюм в Москве на подиуме во время шоу стоит столько, сколько стоила вся эта наша передача. Но что и говорить – у них там другой размах. Мы не можем так же сделать. Но надо стараться и надо к этому готовиться. А то я к этому болезненно отношусь, к некоторой недисциплинированности: то, что надо было ещё в конце сентября делать, мы начали в начале декабря. Так нельзя работать! Ну ничего не поделаешь.

И тем не менее я очень рад, что у нас появилось много молодых музыкантов и именно инструменталистов. Не скажу о лёгком жанре, но как раз в области классической музыки у нас очень много сильных музыкантов, только выбирай. Но у них и возможности сейчас большие, они учатся много за границей и там же стараются работать. Я рад, что в классической музыке у нас очень большие достижения, но это уже по твоей части, наверное.

– Кстати, Раймонд Волдемарович, Вы смотрели премьеру «Золушки» Россини в нашей Опере? Посмотрите, будете в восторге!

– Там какие солисты? Наши? Не смотрел, в общем, нет времени, у меня у самого концерты. А так даже не помню, когда в последнее время был на спектакле или концерте как зритель. Не был.

Я почему вот и сейчас спешу – у меня вечером в музыкальном доме «Дайле» на Барона концерт-спектакль с артистом Андрисом Кейшем. Это на стихи Ояра Вациетиса программа. Хорошо, что наконец-то удалось выпустить эту постановку, а то она из-за этого вируса всё время откладывалась, а сейчас идёт всё время. Зрители ходят. Спасибо им.

– Вот сейчас как раз у Вас было это знаменитое чуть нервное «потирание рук», которое мне напомнило историю пятнадцатилетней давности, когда Вы так же реагировали после концерта в Опере Вашего любимого Жака Лусье...

– Ну?

– Помните, как он играл джазовые обработки Баха...

– Наверное, я тогда так отреагировал, потому что сразу чувствую... Чувствую, когда человек играет душой, а не только демонстрирует какую-то супертехнику. И вот такое меня волнует. Мне это опять напоминает историю с моим рижским концертом с дирижёром Марисом Янсонсом более пяти лет назад, когда меня уговаривали с ним выступить, а я говорил, что не готов сейчас, что буду играть «мимо». А Марис сказал, что дирижировал с лучшими музыкантами мира. «И вот те, кто больше всего путается и «мимо» играет, как раз и имеют самый большой успех», – сказал тогда Марис.

Вообще, инструмент – это живое дело. Но всё зависит от пальцев, всё от них. Пальцы вроде ещё работают. И отсюда зависит (показывает на сердце).

– Внучки давно к Вам приезжали?

– Да, вот Моника сейчас приезжала из Америки на Новый год. У внучек всё по-разному. Моника замужем за армянским продюсером в Лос-Анджелесе, но в работе очень нелегко ей. Она не собирается в Голливуде быть актрисой, она там по другой линии, но всё равно всё нелегко. Голливуд, как и почти всюду, — это тоже блатное место. И мы это все знаем, как композиторы там сидят, ждут, всякое такое делают.

Ну всё, пока! (встаёт).

– Спасибо, с днём рождения! Здоровья и успеха!

Записала интервью журналист портала LSM.lv

Алла Пугачёва – одна из первых эстрадных артисток, начавшая исполнять легендарные музыкальные композиции Раймонда Паулса на большой сцене, а потому их звёздная жизнь и карьера тесно переплетены
Алла Пугачёва – одна из первых эстрадных артисток, начавшая исполнять легендарные музыкальные композиции Раймонда Паулса на большой сцене, а потому их звёздная жизнь и карьера тесно переплетены