Сцена против гаджетов
Год театра, объявленный в 2019-м в России, продолжает радовать большими гастролями. Сезон только начался, но иркутский театр кукол «Аистёнок» после летних каникул и сам уже успел побывать в пяти городах, в том числе в Южной Корее, и принять у себя Ивановский театр кукол. С 16-го по 20 октября свои истории показывали маленьким иркутянам рязанские кукольники. Между спектаклями журналисту «Копейки» удалось заглянуть в гримёрку к актёрам и узнать, чем живут сейчас детский театр и его зрители.
Театр без границ
После первого спектакля — «Каштанка» — хозяева пригласили гостей из Рязани за стол. Прямо в фойе театра, перед декорациями спектакля «Колобок», за кружечкой чая с байкальскими травами руководители двух театров, актёры и журналисты поговорили о современных детях и интересных проектах.
— Для нашего театра осень началась с поездок. Старт большому турне дал фестиваль «Рязанские смотрины». Путешествие продолжилось в городе Иваново — это были обменные гастроли. Поучаствовали мы в фестивалях «Золотое колечко» во Владимире и «В гостях у «Арлекина» в Омске, — рассказал о выездных мероприятиях директор «Аистёнка» Андрей Стрельцов. — Неделю назад вернулись из города Тэджон, Южная Корея, и предстоит ещё дать спектакли в Братске и Усть-Илимске.
В северных городах Приангарья кукольники в рамках культурно-просветительского проекта «Театр не имеет границ» выступят со спектаклем «Калиф-аист» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Спектакли театра кукол могут быть понятны любому зрителю, независимо от языка, на котором он говорит, или других его особенностей.
— Мы боялись, как наш спектакль «Золотой цыплёнок» воспримут корейские зрители, потому что в нём много душевных разговоров, — вспомнила своё волнение актриса Иркутского театра кукол Наталия Кёрн. — Один из артистов, Роман Зорин, до ночи сидел с переводчиком, чтобы не дословно передать текст, а сделать его близким по смыслу. И когда мы услышали смех в зале, то поняли, что нам это удалось!
А Рязанский государственный областной театр кукол возил на международный фестиваль в Болгарию спектакль «Маленькая ночная серенада» — он почти без слов. Сцена полностью затемнена, и актёры, которых не видно, при помощи светящихся элементов представляют музыкальный сон мальчика, мечтающего стать композитором. Действие происходит под волшебную музыку Вольфганга Амадея Моцарта.
Как дома у бабушки
Рязанский театр кукол, кажется, вообще гастроли не прекращает. Но в периоды между поездками сам организует масштабные проекты: юбилейный, 30-й, фестиваль «Рязанские смотрины», следом за ним — «Зеркало сцены»... Артист из Рязани Василий Уточкин в Иркутск приехал во второй раз, и после череды больших выездных, межрегиональных и международных мероприятий неделя в Прибайкалье для него как передышка.
— Жизнь артиста — она кочевая. Побывал во многих городах, но только в Иркутске кажется, что приехал к бабушке домой. Это ощущение частного дома: выходим вчера из театра поздно, в десятом часу, и пахнет будто бабушка лучину зажгла… Сразу так тепло на душе… И в «Аистёнке» встречают как дома, будто ты всех тут уже давно знаешь, — поделился впечатлениями Василий. — И зритель это тоже чувствует. Сейчас у каждого ребёнка гаджет в руках с ранних лет, они создают свой мультимедийный мир вокруг себя, не замечая реального. Наша задача — выстроить с детьми диалог, вернуть их в реальную жизнь, показать важное и настоящее.
Эту мысль подтверждают директора обоих театров.
— Мы давно стали задумываться о воспитании театрального зрителя, работаем с 14 школами: проводим классные часы, мастер-классы по сценическому искусству, актёрскому мастерству, звукорежиссуре, изготовлению кукол и многому другому, школьники приезжают к нам в театр, и мы к ним в школы, — поделился опытом директор Рязанского областного театра кукол Константин Кириллов.
Подобное решили создать и в Иркутске: 5 первых классов в этом году участвуют в программе «Театральный класс», где будут знакомиться с театром кукол изнутри и учиться понимать произведения театрального искусства.
Актёр в мире
После чаепития артисты вернулись к работе. Василий Уточкин в «Каштанке» не играет, но управляет светом на сцене. Говорит, что такое разнообразие делает профессию интереснее.
— Человек в театре кукол — это иногда просто функция, — рассуждает его коллега, артистка Оксана Матвейцева. — Казалось бы, какой же он актёр, если играет левую лапу правой собаки в третьем ряду? А без него спектакль не состоится. У нас вообще одного персонажа могут несколько актёров играть — такой приём, например, любит известный белорусский режиссёр Олег Жюгжда, который давно сотрудничает с нашим театром.
В одном герое живут два характера — в кукольном театре это выражение может стать буквальным. Когда Каштанка в одноимённом спектакле становится Тёткой, меняются и актёры, играющие её. Такой же приём применяют, если персонаж взрослеет. Но бывает так, что роли как бы и вовсе нет.
— Если меня спросят, кого я играю в спектакле «Маленькая ночная серенада», то я не смогу ответить. Я играю руки русалки, одну ногу мальчика, волшебную палочку, — смеётся Оксана.
— А у меня в постановке была ма-а-аленькая бабочка, она падала, и это было волшебно! — добавляет Василий.
В детстве ни у Оксаны, ни у Василия не было любимого спектакля — в их маленьких городах просто не было театров кукол. И когда они поступили на курсы кукольников в вузах — Оксана в Нижегородском театральном училище, а Василий в Ярославском государственном театральном институте, для них открылся целый мир.
— Я хотела поступить на драматическое отделение, но так получилось, что попала на кукольное, и теперь в драму меня калачом не заманишь, хотя смотреть такие спектакли я люблю, — призналась Оксана Матвейцева. — Театр кукол — это какой-то другой мир, я теперь просто не представляю, как без него жить.
По мнению Василия, у драматического актёра позиция на сцене — «я и мир», а у кукольного — «я в мире».
— Например, в спектакле «Лиса и медведь», где я играю лису, постоянно идёт диалог с детьми, нет никакой преграды между нами и зрителем, — объяснила актриса. — Ты играешь и думаешь: хоть бы этот момент никогда не кончался!
Рязанский государственный областной театр кукол входит в пятёрку лучших театров кукол России, однако в его репертуаре много и серьёзных постановок, рассчитанных в том числе и на взрослых: «Маленький принц», «Пир во время чумы», «Мастер и Маргарита», «...И наказанie». Концепцию театра актёры сформулировали так: театр кукол — театр для детей и мудрецов.