Сам себя на БАМ отправил
Сейчас, в непростые коронавирусные времена, выбраться из дома, чтобы пообщаться с друзьями-единомышленниками, удаётся нечасто. А потому первопроходцы знаменитой стройки, приходя в гости к Ларисе Нориной, председателю Усть-Кутского совета ветеранов Байкало-Амурской магистрали, ценят каждую минуту. Наперебой начинают вспоминать свои лучшие годы, когда молодыми, полными сил и смелых планов, они приехали на север Приангарья, чтобы вершить великие дела. Иван Николаевич Анпилогов, к примеру, прибыл из Воронежа, где в принципе у него уже начала складываться весьма неплохая карьера по комсомольской линии...
— В то время я работал освобождённым заместителем секретаря комсомольской организации цеха на заводе «Воронежсельмаш», — начинает свой рассказ ветеран. — Комсомольцев у меня в ячейке было человек триста. И тут пришла бумага: подобрать лучшего для поездки на сибирскую стройку. Я подумал-подумал и решил ехать сам. Начальник завода сначала не хотел отпускать, а потом всё же подписал заявление.
Вспомнил Иван Николаевич о том, как приехал с земляками в Москву: 18 комсомольцев из разных организаций, никто друг друга не знал до этого, и как столкнулись они в столице с самим Леонидом Ильичом Брежневым, генеральным секретарём ЦК КПСС!
— Во Дворце съездов сидим, там правительственная связь, нужно было домой позвонить. Нам разрешили. Пошли с парнем. Возвращаемся, и бах — Брежнев идёт навстречу с двумя телохранителями. И охранники задёргались, и мы здорово перепугались. Но всё обошлось, — говорит Иван Анпилогов.
Степенно так рассказывает, как всё было, по полочкам раскладывает. Серьёзный, даже не улыбается. Только глаза светятся.
— Доехали до Тайшета. 600 человек было. Но там нас разделили: 300 комсомольцев отправили на восточный участок, других — сюда, на западный. Нам сразу сказали: «Будете лесорубами». Смотрю — куда мы заехали… Дома все чёрные, прижатые, заборы из горбыля. Развал полный. Для меня это всё в диковинку, ведь в моём родном городе домики все красивые, заборчики ладные...
Сибирь нас встретила мокрым снегом. Привезли на вокзал, а там митинг. Иван Панчуков выступает. Поздравил с прибытием на усть-кутскую землю. В вагончиках переночевали, а потом нас повезли в аэропорт и вертолётами перебросили в Звёздный. На берегу Таюры организовали котлопункт. Сколотили столы — на улице питались.
На заводе Иван работал электриком, а здесь стал лесорубом. Воронежской бригаде нужно было прорубить два километра трассы. Работали в 20 километрах от посёлка. Уставали очень сильно, а потому на бытовые условия особого внимания не обращали. К осени вернулись в Звёздный. Первое время жили в палатках.
— Спали в ватниках, накрывались шубами, — поясняет ветеран. — На калорифере сушили портянки. Утром встанешь — дышать нечем, голова кругом идёт. А вот когда притащили чешские вагончики с котлом, кухней, это была уже цивилизация. Спальные места предполагались на 6 человек, но нас было 12.
Вскоре я получил персональное задание от нашего прораба Валерия Павловича Уласика — сделать связь от Звёздного до Нии. Ставили столбы. После этого началась железка: ставили путь на ось. Ломиками сдвигали по два, три, а иногда и по четыре метра сдвижки. Утром просыпались с кровавыми мозолями на руках... Это сейчас всё механически делается, а тогда вручную было.
На БАМе Иван познакомился с Валентиной. Та приехала в Сибирь по распределению из Ленинграда. Назначили её сигналистом. А поезда почти не ходили. Парень сначала присматривался к смазливой девчонке, а потом предложил перейти в его бригаду поваром. Сам уже бригадиром работал.
— Первый день наготовила — мужики пришли с трассы, чуть поковырялись, ложки побросали, — улыбается Иван Николаевич. — Но ничего не сказали повару — боялись, что девчонка убежит. Рядом стояла геологоразведочная партия, её начальник, серьёзная такая женщина, учила Валю готовить. Научила... Троих детей потом мы с ней вырастили, внуки есть, правнучки... Супруга моя вот только умерла давно.
Когда боль потери немного утихла, Иван Николаевич познакомился с хорошей женщиной, железнодорожницей. Дружно живут. Специальностей у ветерана БАМа много: бригадир, монтёр пути, плотник, монтажник. Вспоминает, как работал в городе Сковородино, который показался ему тогда голодным краем. «Хорошо, друга встретил, который снабжал талонами», — улыбается. Здесь, на магистрали, снабжение, конечно, было гораздо лучше.
Есть у Ивана Николаевича и увлечения — охота, рыбалка; он любитель хариуса. Имеет две государственные медали. Был почётным пассажиром юбилейного поезда до Тынды. О том, что много лет назад «выдвинул» себя на БАМ, нисколько не жалеет. Здесь теперь всё ему дорого, и бежать он никуда не собирается. Разве что в Питер съездить — на внука посмотреть.