Сам себя на БАМ отправил

Будучи заместителем секретаря комсомольской организации на заводе в Воронеже, Иван Анпилогов назначил себя самым достойным на поездку в Сибирь, на стройку века
Бамовцы возвели свыше трёх тысяч искусственных сооружений, через реки протянули 142 больших моста
Бамовцы возвели свыше трёх тысяч искусственных сооружений, через реки протянули 142 больших моста

Будучи специалистом широкого профиля Иван Николаевич Анпилогов на БАМе работал обычным лесорубом
Будучи специалистом широкого профиля Иван Николаевич Анпилогов на БАМе работал обычным лесорубом
Ценой неимоверных усилий этих парней были проложены рельсы от берегов Лены до Амура
Ценой неимоверных усилий этих парней были проложены рельсы от берегов Лены до Амура

Сейчас, в непростые коронавирусные времена, выбраться из дома, чтобы пообщаться с друзьями-единомышленниками, удаётся нечасто. А потому первопроходцы знаменитой стройки, приходя в гости к Ларисе Нориной, председателю Усть-Кутского совета ветеранов Байкало-Амурской магистрали, ценят каждую минуту. Наперебой начинают вспоминать свои лучшие годы, когда молодыми, полными сил и смелых планов, они приехали на север Приангарья, чтобы вершить великие дела. Иван Николаевич Анпилогов, к примеру, прибыл из Воронежа, где в принципе у него уже начала складываться весьма неплохая карьера по комсомольской линии...

— В то время я работал освобождённым заместителем секретаря комсомольской организации цеха на заводе «Воронежсельмаш», — начинает свой рассказ ветеран. — Комсомольцев у меня в ячейке было человек триста. И тут пришла бумага: подобрать лучшего для поездки на сибирскую стройку. Я подумал-подумал и решил ехать сам. Начальник завода сначала не хотел отпускать, а потом всё же подписал заявление.

Вспомнил Иван Николаевич о том, как приехал с земляками в Москву: 18 комсомольцев из разных организаций, никто друг друга не знал до этого, и как столкнулись они в столице с самим Леонидом Ильичом Брежневым, генеральным секретарём ЦК КПСС!

— Во Дворце съездов сидим, там правительственная связь, нужно было домой позвонить. Нам разрешили. Пошли с парнем. Возвращаемся, и бах — Брежнев идёт навстречу с двумя телохранителями. И охранники задёргались, и мы здорово перепугались. Но всё обошлось, — говорит Иван Анпилогов.

Степенно так рассказывает, как всё было, по полочкам раскладывает. Серьёзный, даже не улыбается. Только глаза светятся.

— Доехали до Тайшета. 600 человек было. Но там нас разделили: 300 комсомольцев отправили на восточный участок, других — сюда, на западный. Нам сразу сказали: «Будете лесорубами». Смотрю — куда мы заехали… Дома все чёрные, прижатые, заборы из горбыля. Развал полный. Для меня это всё в диковинку, ведь в моём родном городе домики все красивые, заборчики ладные...

Сибирь нас встретила мокрым снегом. Привезли на вокзал, а там митинг. Иван Панчуков выступает. Поздравил с прибытием на усть-кутскую землю. В вагончиках переночевали, а потом нас повезли в аэропорт и вертолётами перебросили в Звёздный. На берегу Таюры организовали котлопункт. Сколотили столы — на улице питались.

На заводе Иван работал электриком, а здесь стал лесорубом. Воронежской бригаде нужно было прорубить два километра трассы. Работали в 20 километрах от посёлка. Уставали очень сильно, а потому на бытовые условия особого внимания не обращали. К осени вернулись в Звёздный. Первое время жили в палатках.

— Спали в ватниках, накрывались шубами, — поясняет ветеран. — На калорифере сушили портянки. Утром встанешь — дышать нечем, голова кругом идёт. А вот когда притащили чешские вагончики с котлом, кухней, это была уже цивилизация. Спальные места предполагались на 6 человек, но нас было 12.

Вскоре я получил персональное задание от нашего прораба Валерия Павловича Уласика — сделать связь от Звёздного до Нии. Ставили столбы. После этого началась железка: ставили путь на ось. Ломиками сдвигали по два, три, а иногда и по четыре метра сдвижки. Утром просыпались с кровавыми мозолями на руках... Это сейчас всё механически делается, а тогда вручную было.

На БАМе Иван познакомился с Валентиной. Та приехала в Сибирь по распределению из Ленинграда. Назначили её сигналистом. А поезда почти не ходили. Парень сначала присматривался к смазливой девчонке, а потом предложил перейти в его бригаду поваром. Сам уже бригадиром работал.

— Первый день наготовила — мужики пришли с трассы, чуть поковырялись, ложки побросали, — улыбается Иван Николаевич. — Но ничего не сказали повару — боялись, что девчонка убежит. Рядом стояла геологоразведочная партия, её начальник, серьёзная такая женщина, учила Валю готовить. Научила... Троих детей потом мы с ней вырастили, внуки есть, правнучки... Супруга моя вот только умерла давно.

Когда боль потери немного утихла, Иван Николаевич познакомился с хорошей женщиной, железнодорожницей. Дружно живут. Специальностей у ветерана БАМа много: бригадир, монтёр пути, плотник, монтажник. Вспоминает, как работал в городе Сковородино, который показался ему тогда голодным краем. «Хорошо, друга встретил, который снабжал талонами», — улыбается. Здесь, на магистрали, снабжение, конечно, было гораздо лучше.

Есть у Ивана Николаевича и увлечения — охота, рыбалка; он любитель хариуса. Имеет две государственные медали. Был почётным пассажиром юбилейного поезда до Тынды. О том, что много лет назад «выдвинул» себя на БАМ, нисколько не жалеет. Здесь теперь всё ему дорого, и бежать он никуда не собирается. Разве что в Питер съездить — на внука посмотреть.

Иван Анпилогов тоже встречался с Леонидом Ильичом Брежневым, только негаданно-нежданно — в Москве еще до поездки на БАМ
Иван Анпилогов тоже встречался с Леонидом Ильичом Брежневым, только негаданно-нежданно — в Москве еще до поездки на БАМ