Россияне стали меньше употреблять алкоголя, при этом готовы экспериментировать во вкусах

Продажи традиционной водки на протяжении последних десяти лет постепенно падают, как и, в целом, потребление алкоголя в России. Фокус внимания покупателей меняется в сторону новых вкусов и предложений. Какая ситуация сложилась на российском рынке и, в частности, в Иркутской области, рассказали специалисты торговой сети «Слата» и эксперты аналитической компании NielsenIQ.

По данным Росстата, в России в большинстве регионов наблюдается сокращение потребления алкоголя. Так, в Иркутской области, за 1 квартал 2021 года, падение потребления составило 7%, к аналогичному периоду 2020 года. В торговой сети «Слата» подтверждают данный тренд. При том, что с первой волной пандемии был скачек в продажах в период апрель-май 2020 г, но затем потребление вновь пошло на спад.  Однако, со 2 квартала 2021 года отмечается рост интереса к более качественному и дорогому алкоголю, в среднем + 5,5 % в штуках.

«По нашим данным, в крепком алкоголе, за первое полугодие 2021 года, продолжается снижение продаж водки. Падение в данной категории наблюдается уже несколько лет в связи с ежегодным ростом МРЦ- минимальной розничной цены на данную категорию, установленную государством. При этом мы видим устойчивый рост интереса к более качественному алкоголю. Так, больше всего вырос в продажах джин – за первое полугодие 2021 года к аналогичному периоду 2020 на 58% в штуках, текила на 26 %, виски на 11%, коньяк на 10%», - поделилась коммерческий директор ТС «Слата» - Ирина Береснева.

В сети «Слата» отмечают, что заметный рост продаж алкоголя в штуках связан с расширением ассортимента и предложения, как на рынке России, так и в сети, а также с более агрессивной ценовой политикой во втором квартале, увеличением доли промо и увеличением доли позиций, продающихся по EDLP модели.

По данным аналитической компании NielsenIQ, в текущем году снижается доля промо в категории алкоголя, но в то же время снижается и средняя цена на единицу товара. Это можно связать с тем, что ритейлеры и производители стали чаще использовать EDLP (Every Day Low Price) модель ценообразования, выставляя часть ассортимента в специальное предложение «каждый день низкая цена».

Сеть супермаркетов «Слата» совместно с партнерами активно использует модель EDLP, снижая цены на ряд популярных позиций, что в результате становится одним из драйверов снижения промо в категории — и плюсом, как для покупателей, так и FMCG-индустрии в целом. Именно этот процесс можно связать с тем, что происходит более заметный прирост в продаж алкоголя в штуках, чем в рублях. Важно отметить, что подход EDLP все чаще входит в стратегию ритейлеров не только в категории алкоголя, но и других, чему способствуют меняющиеся макро тренды, снижение покупательской способности, а также усиление конкуренции между брендами и СТМ», - пояснила руководитель направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока компании NielsenIQ – Мария Гаранина.

В сети отмечают, что еще одним важным изменением, способствующий снижению цен в рознице, является перевод поставок напрямую от импортеров.

«Пандемия внесла существенные изменения в модели, как продаж, так и потребления. Компания «Слата» целенаправленно взяла курс на заключение прямых контрактов с производителями и импортерами в 2021 году, что исключает дополнительное звено -дистрибьютеров и позволяет снижать розничные цены для покупателей. Прямые договоры и открытие своего логистического хаба в Москве и Иркутске позволяет самим отбирать популярные бренды от производителей и импортеров, а не ставить на полку то, что привезли в регион дистрибьютеры. Ассортимент в течение текущего года сильно изменился и будет меняться далее с учетом российских трендов и предпочтений.», - добавила Ирина Береснева.

Одним из ключевых трендов, который будет влиять на предложение и спрос в ближайшие 5 лет обусловлен и вступлением в силу нового закона «О виноградарстве и виноделии» в июне 2020 года.

«В России уже давно появились виноделы, у которых качество производимых вин соответствует импортным аналогам, а зачастую и превосходит их. Но, говорить, что мы стали винодельческой страной в полном смысле этого слова, еще рано. Так как своего качественного винограда не хватает, а высаженные в последние годы лозы, начнут давать урожай необходимого качества только через 5-7 лет. Поэтому прорыв в данном алкогольном сегменте еще впереди. Но уже доля Российских производителей в группе тихих вин в структуре продаж сети постепенно увеличивается. Как показывают продажи в формате «Слата», покупатель все чаще выбирает российские вина в среднем и премиум ценовом сегменте», - резюмировал категорийный менеджер группы «алкоголь» ТС «Слата» - Алексей Симбирев.