Рельсы через жилой квартал

В пригороде Черемхово между частными домами прокладывают ж/д пути
Этим летом железнодорожные пути с угольного разреза в поселке Шадринка проложили на расстоянии не более десяти метров от заборов жилых домов, хотя по современным нормам оно должно быть в разы больше.
Этим летом железнодорожные пути с угольного разреза в поселке Шадринка проложили на расстоянии не более десяти метров от заборов жилых домов, хотя по современным нормам оно должно быть в разы больше.

Александр Слабей: «40 вагонов — это ведь не 40 раз по одному вагону. Вытянул локомотив один раз все вагоны и пошел на второй. Не думаю, что местным жителям там будет некомфортно. Мало того, если заживет новое предприятие, то по- явятся рабочие места. Шадринке завидовать будут все, что у них есть работа».
Александр Слабей: «40 вагонов — это ведь не 40 раз по одному вагону. Вытянул локомотив один раз все вагоны и пошел на второй. Не думаю, что местным жителям там будет некомфортно. Мало того, если заживет новое предприятие, то по- явятся рабочие места. Шадринке завидовать будут все, что у них есть работа».
Юрий Старшов: «У нас и так здесь не самые лучшие территории в Черемхово, а тут вообще окажемся на настоящей промплощадке. Представьте: 40 груженых вагонов будут курсировать между нашими домами каждые сутки».
Юрий Старшов: «У нас и так здесь не самые лучшие территории в Черемхово, а тут вообще окажемся на настоящей промплощадке. Представьте: 40 груженых вагонов будут курсировать между нашими домами каждые сутки».

Конечно, вряд ли найдутся такие люди, кто обрадуется соседству с железной дорогой. Особенно с той, что вдруг появилась между их домами. Именно так произошло в пригороде Черемхово — Шадринке. Этим летом поселок из тихого и безмятежного уголка, где живут пенсионеры и молодые семьи, вдруг превратился в поле брани между населением и крупным бизнесом. За считанные месяцы вблизи Шадринки развернулась стройка угольного штабеля. А от него прямо под заборами местных жителей, вглубь города протянулась железнодорожная ветка.

— Когда начались работы, это просто было какое-то землетрясение. Дома все с подоконников падало, у соседей вообще стекла вылетали. Мы обращались, везде писали: «Как так можно?» — рассказывает житель Черемхово Юрий Старшов.

Поначалу никто и не понял, что за стройка началась — ни знаков, ни ограждений, и вообще никакой информации о том, кто и что возводит на улице Чернышевского в Черемхово. Зато после первых протестов жителей сообщение о проведении общественных слушаний «по вопросам намечаемой деятельности ООО «Разрез Иретский» и объекту государственной экологической экспертизы» появилось в местной газете. Здесь же была расшифрована и «намечаемая деятельность» — развитие инфраструктуры железнодорожного пути необщего пользования. То есть разрез «Иретский» решил построить для себя подъездные пути, чтобы было удобнее вывозить уголь.

— У нас здесь провели какие-то слушания, — подтверждает еще один местный житель Евгений Зудилкин. — Но, во-первых, проводились они в период пандемии. Во-вторых, людей плохо оповестили, да и рабочий день тогда был. Пришло всего 11 человек, хотя здесь тысячи людей живут. А так как представителей разреза на слушаниях оказалось больше — 18 человек, то они большинством проголосовали «за». И вроде как в их пользу прошли эти общественные слушания.

Генеральный директор Иретского разреза Александр Слабей не скрывает: эту площадку они выбрали из-за имеющейся готовой инфраструктуры. Он утверждает, что в Шадринке, исторически шахтерском поселке, расположенном недалеко от шахт, подобные пути имелись еще с прошлого века. А сейчас они их только восстанавливают. К тому же почти все необходимые для строительства документы у компании имеются.

— Экологическую экспертизу мы только проходим. Поэтому построили, точнее восстановили — сделали капитальный ремонт того пути, который у нас существует. И существовал всегда, — говорит гендиректор угольного разреза.

Однако жители парируют: это совершенно новая ж/д ветка, а не восстановление старой. Соответственно для прокладки новых путей существуют современные железнодорожные СНиПы, в которых указано, что расстояние от рельсов до жилых зданий должно быть 100 метров. Сейчас же в Шадринке пути проложили на расстоянии не более десяти метров от заборов жилых домов.

Кроме того, узнав параметры будущего узла, жители пришли в легкий ужас. По техническим условиям, штабель рассчитан на хранение 50 тысяч кубометров угля, который привозить будут самосвалами, а уже дальше — отгружать в железнодорожные полувагоны. Грузооборот будущего предприятия на первом этапе — один миллион тонн угля в год, или 40 вагонов ежедневно.

— Когда мы увидели эти техусловия: первый этап — один миллион тонн в год, второй этап — уже два миллиона, живописно представили наше будущее. Их же нужно сюда привезти самосвалами. Потом отсюда вывезти. И это все вокруг нашего жилого сектора. У нас и так здесь не самые лучшие территории в городе, а тут вообще окажемся на настоящей промплощадке. Представьте: 40 груженых вагонов будут курсировать между нашими домами каждые сутки, — сетует черемховец Юрий Старшов.

Но гендиректор разреза Александр Слабей настроен вполне оптимистично.

— 40 вагонов — это ведь не 40 раз по одному вагону. Вытянул локомотив один раз все вагоны и пошел на второй раз. Я не думаю, что местным жителям там будет некомфортно. Мало того, если там заживет новое предприятие, то появятся рабочие места и так далее. Шадринке завидовать будут все, что у них есть работа, а где-то в другом районе ее нет.

Пока же поводов для зависти, как считают местные жители, нет. Только перекошенные заборы и провалы в земле, появившиеся в результате возведения железнодорожной насыпи.

И тем не менее в настоящий момент все работы по укладке железнодорожных путей в Шадринке приостановлены. Жители написали коллективное обращение в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру. Теперь этому ведомству предстоит установить, законно ли прокладывать рельсы через жилые кварталы.

По материалам программы «Вести — Иркутск»