«Нам нужен жесткий подход»

Основатель Иркутской федерации панкратиона рассказывает, как воспитать настоящего мужчину

Недавно в нашем еженедельнике вышла статья о победителях турнира по панкратиону, выходцах из Эхирит-Булагатского района Вадиме Павлове и Максиме Мотодоеве. Оказалось, что наставник парней Олег Евсеев тоже родился и вырос в округе. Сегодня наш рассказ о нем.

Как только не называют президента Иркутской федерации панкратиона Олега Евсеева бойцы — и духовным наставником, и идейным вдохновителем, и мудрым руководителем... И они нисколько не преувеличивают! Олег Елхонович бойцам как отец родной, учит их совершенствовать не только тело, но и душу. О том, каким должен быть настоящий мужчина, как вернуть стране былое могущество и, конечно же, о философии единоборств мы поговорили с главным человеком в иркутском панкратионе.

Олег Елхонович Евсеев родился в деревне Олой Эхирит-Булагатского района. Мать воспитывала его одна, ни сестер, ни братьев не было. До 6-го класса жил с бабушкой, потом с матерью. Казалось бы, мальчику, воспитанному в женском окружении, трудно стать настоящим жестким бойцом, но... Жизнь с детства учила его навыкам борьбы.

— Одному трудно. Приходилось выживать. За меня никто же не заступится: отца нет, братьев нет. Вот и довыживался — боями без правил занимаюсь, — шутит Олег Елхонович.

Трудно поверить, но мастер спорта по АРБ и обладатель черного пояса по карате (2-й дан) в детстве был хилым ребенком и часто болел. Физкультурой занялся благодаря дяде — Леониду Елхоновичу, который был медиком.

— Дядя как-то приехал, а дома ни мамы, ни бабушки не было. В 5-м классе я учился. Он меня в спортивную форму переодел, велел до водокачки сбегать и обратно. Я сбегал. Так и начал дядя меня гонять, так я спортом и занялся. Потом я на лыжи встал, занимался хоккеем, легкой атлетикой (был кандидатом в мастера спорта). Выигрывал районные, областные соревнования. В 1977 году окончил школу, переехал в Иркутск. Работал на обувной фабрике «Ангара» подборщиком колод, интересная такая профессия... Потом ушел в армию — служил в Чите. Там впервые познакомился с карате: приехали москвичи из школы Касьяновых с показательными выступлениями. Народу было!.. Еле пробился посмотреть. С тех пор и увлекся. После службы пошел работать в Школу Романова в Иркутске тренером по карате, проработал 17 лет, в 1991 году стал тренировать сборную команду ВВС РФ. В это же время выполнил норматив мастера спорта по АРБ. В 1998 году ушел из Школы Романова и основал федерацию рукопашного боя. И тогда же мы приняли участие в первом иркутском турнире по боям без правил. Этот турнир и считается точкой отсчета работы нашей федерации панкратиона. Сейчас у нас 22 профессиональных бойца, которые бьются на высоком уровне. Воспитали около 30 мастеров спорта, открыли филиалы в Ангарске, Усолье-Сибирском, Куйтуне, Шелехове, Республике Бурятия.

— В чем отличие панкратиона от других видов единоборств?

— Вот смотришь объявления о наборе в группы боевых искусств — везде указаны возрастные критерии: с 5—6 лет, 6—7 лет, старше 30 лет... В итоге на тренировках в одном зале одновременно и пятилетний малыш, и тридцатилетний мужчина. Мы же начинаем тренировать с юношеского возраста, 15—17 лет: у ребят интересы схожи, физиологические особенности одинаковы, и самое главное — у них трудный возраст. К ним нужен жесткий подход, чтобы они выросли настоящими мужиками. Мы пропагандируем здоровый образ жизни. Как говорил Фидель Кастро, «солдат, который не может защитить себя, не может защитить свою Родину». Наши ребята от армии не косят. И уходят в основном в войска специального назначения. Мы тесно сотрудничаем с областным военным комиссариатом, с ОМОНом, спецназом Госнаркоконтроля, 11-й бригадой ВДВ в Улан-Удэ и т. д.

— Как вы считаете, нынешнее положение дел в армии стоит того, чтобы там служить?

— Если ты не кормишь свою армию, будешь кормить чужую. Все предельно просто. Вот нападут на нас те же китайцы — они спрашивать не станут, кто ты и что об этом думаешь. Вы посмотрите, что в стране происходит! Наркоманов развелось, алкоголиков... В армию идти не хотят, патриотом быть стыдно сейчас. Тем временем население наше все уменьшается, а китайцев и арабов все больше и больше.

Вот почему не хотят служить в армии? Потому что в обществе сложилось так, что женщина становится на главенствующие позиции. Мать сейчас доминирует в семье, в детском саду воспитатели — женщины, потом учителя в школе, преподаватели в институте... И когда молодой человек попадает в истинно мужскую среду, выясняется, что мужская у него только оболочка, а не сущность. Дедовщина... Вообще, в любом мужском коллективе ищут слабого. Смысл в том, чтобы этим слабым не оказался именно ты. Деление в мужском обществе по старшинству вполне естественно. Чтобы уметь командовать, надо сначала научиться подчиняться. Сильная армия — сильное государство. Стране нужны защитники.

Мои бойцы — закаленные ребята. Они слабыми не будут. Я им всегда говорю: «Работайте на свое имя. Совершенствуйтесь, занимайтесь своим образованием. Потом имя будет работать на вас». Единоборства ведь — это не просто так, подраться. Это мудрость. Вот расстояние мизерное, — Олег Елхонович складывает ладони, — можно бороться. Чуть побольше расстояние — руками, ногами бить, еще больше — мечом, саблей махать, еще больше — стрелять, совсем далеко — гранату кинуть. А дальше-то что? Что больше всего этого? Язык, мысли, ум. Если это хромает — все, ни мечи, ни гранаты не помогут.

— Панкратион — это что больше, спорт или шоу?

— Вы бои видели? Какое там шоу. Ты лежишь, и тебя бьют практически голыми руками. Защиты нет, только капа, шорты и бандаж. В панкратионе не ведется счет по очкам. Победитель выигрывает либо нокаутом, либо болевым удушающим приемом. Проигравший либо отключается, либо просит остановить бой. Панкратион — это реальный бой, поэтому и подход жесткий. Это наш российский вид спорта.

— Насколько высок риск получения травм в этом реальном бою?

— На турнирах мы не ставим молодых бойцов против чемпионов. Используем индивидуальный подход. Соперники на наших турнирах по уровню мастерства равны, это честно. А профессиональные бойцы не получают травм, они умеют группироваться, они подготовлены к бою. К тому же перед турнирами бойцы проходят медицинское обследование, на боях у нас обязательно присутствует бригада реаниматологов.

— С какого возраста лучше всего начать заниматься боевыми искусствами?

— Мальчиков не надо с раннего возраста отдавать в единоборства. Знаю по личному опыту, мой сын с детства занимался карате, в итоге это карате ему к 17 годам просто надоело. Лет в 5 ребенка надо на плавание отдавать, мышцы, легкие развивать. Потом на футбол — развивать двигательные навыки, реакцию. А уже лет в 13 пусть идет на единоборства, работает в мужском коллективе. Но на мальчиков нельзя давить, пусть занимаются тем, что нравится. Надо одновременно давать свободу и оказывать поддержку.

— Почему ваш турнир называется «Байкальский шторм»?

— Потому что Байкал — это бренд нашего региона. К нам на турнир будут приезжать иностранцы, а их всех манит Байкал. Им интересно посмотреть на наше озеро, знаменитое на весь мир. Тем самым пропагандируем родные места. Ведь зачем ездить в Таиланд, когда рядом такие чудеса? Да и по всей нашей огромной стране столько замечательных мест, такая дивная природа!.. Иностранцев мы приучаем бурханить по обычаю местных жителей, рассказываем о священном озере. Предлагаем выпить воды прямо из Байкала. Они удивляются, что вода такая чистая. Ведь у них давно все загрязнено.

Федерация панкратиона — дружная семья, где отец-основатель всегда даст совет и поможет. Многим своим бойцам Олег Елхонович помогает с работой.

— Одно дело быть просто юристом, совсем другое — юристом и мастером спорта по панкратиону или рукопашному бою. Поэтому нашим ребятам легче устроиться в правоохранительные органы, ОМОН, ГБР, СОБР. Налаженный контакт с такими структурами помогает трудоустроиться. Наших ребят знают, берут с удовольствием.

Главное качество, которое отмечает Олег Елхонович в своих бойцах, — целеустремленность. Ребята приходят в разном физическом состоянии, но тот, кто поставит перед собой четко обозначенную цель и не собьется с пути, становится чемпионом. У Олега Елхоновича действительно жесткий подход к тренировкам, к тому же он постоянно проверяет своих бойцов на сообразительность, исполнительность, вежливость. Забыл пропуск — упал на пол и отжался 20 раз. В следующий раз забывать не будешь. И система работает — дисциплина у ребят на высоте.

Олег Елхонович на каждой тренировке повторяет: «Работайте над собой». И сам придерживается такого девиза в жизни. Живя в частном доме, сам носит воду с колонки. Убирает мусор на улице, по которой внучка ходит в детский сад.

— Люди думают, что я гастарбайтер какой-то, а мне без разницы. У меня внучка по этой улице ходит, я не хочу, чтобы она ходила по мусору. Зимой снег со всей своей улицы убираю и соседей заставляю. Ведь в чистоте жить приятнее.

Кумиров среди знаменитых бойцов у Олега Елхоновича нет. Только вот Брюса Ли наш герой очень уважает: дома есть все фильмы с его участием. Олег Елхонович даже тренировался в Китае у человека, который был с Брюсом Ли знаком.

— Почему Брюса Ли так любят? Потому что он во всем был на высоте: и как актер, и как боец, и как человек, — говорит Олег Елхонович.

А вот современные фильмы о единоборствах основателю иркутского панкратиона не нравятся — смысла в них нет. Реальность искажена. В том числе и реальность боев без правил. Олег Елхонович замечает, что из-за плохих фильмов о боях сформировалось такое неоднозначное отношение к ним общественности. Думают, что бойцы — это тупые преступники, не имеющие моральных ценностей. А ведь это не так.

Чтобы убедиться в этом, достаточно не смотреть кино, а просто познакомиться с Иркутской федерацией панкратиона — там только реальные события. Сейчас федерация запустила абсолютно новый для региона проект — реалити-шоу «Байкал-Файтер», где под руководством двух тренеров из молодых спортсменов будут делать профессиональных бойцов.